АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажере Boeing 737 !
Официальный сайт

Воздушные экстремальные виды спорта - особенности авиационных увлечений и что это такое

В XXI веке все более популярными становятся оригинальные соревнования, аудитория которых уже сегодня вполне сопоставима с отдельными классическими дисциплинами, признанными МОК. Особое место среди них отводится различным формам воздухоплавания. Данное направление по праву считается одним из самых увлекательных и перспективных, а организуемые мероприятия привлекают внимание широкой публики как в России, так и за ее пределами. Покорять небо можно разными способами, и в этом обзоре мы расскажем о наиболее известных форматах. Какие бывают воздушные виды спорта, что такое экстремальные авиационные полеты, и почему это можно считать увлечениями, доступными для каждого? Давайте разбираться.

Общее представление

Понятие авиаспорт объединяет разные типы спортивной деятельности так или иначе связанные с летательными аппаратами. В каждом из направлений применяются свои технические средства, отличающиеся конфигурацией и летными характеристиками. Кроме того, федерациями и сообществами устанавливаются специальные правила, которые регламентируют порядок использования небесного пространства, и позволяют определять сильнейших в своих категориях.

Какие бывают виды спорта в воздухе

Разнообразие и вариативность рассматриваемых дисциплин позволяют найти подходящий вариант для каждого начиная с поклонников парашютных прыжков и заканчивая любителями размеренных прогулок на воздушных шарах, прообразом которых является аэростат братьев Монгольфьер. Более того, не все состязания требуют от участников самостоятельно оторваться от земной поверхности — в некоторых случаях достаточно умелого конструирования и искусного управления беспилотными ЛА.

Авиамоделирование

Modelirovanie.jpegОдин из примеров — категория, позволяющая соревноваться в самостоятельном построении масштабированных копий моделей самых разных летательных аппаратов, в том числе — с последующим пилотированием. Существует несколько дисциплин, в которых сравнивают показатели скорости и дальности, продолжительность непрерывного полета, а также качество исполнения трюков высшего пилотажа. Участие в подобных мероприятиях принимают спортсмены всех возрастов.

Глобально авиамодельный спорт находится в ведении FAI. В полномочия международной федерации входит определение классификации, правил и регламентов. Под ее эгидой в различных категориях регулярно проводятся чемпионаты Мира и Европы, участниками которых являются национальные сборные. Команды состоят из трех взрослых спортсменов и одного юниора, что обеспечивает преемственность поколений и развитие направления в целом. Дополнительный импульс также придает доступность подробных материалов и качественных комплектующих, которые заметно упрощают создание свободнолетающих и управляемых моделей.

Вертолетный спорт

Vertolet.jpegСоревнования проводятся между экипажами, управляющими вертолетами. Речь может идти как о выполнении разного рода трюков и упражнений (слалом, полет на низкой высоте, поиск целей на маршруте), так и о классической постановке рекордов по скорости и дальности.

Развитие отечественной школы началось в середине 50-х годов прошлого века, когда аэроклубы начали организовывать состязания с несложными правилами для повышения мастерства участников. Первенство СССР впервые состоялось в 1958-м — титул абсолютного чемпиона завоевал Ф. Белушкин — и в дальнейшем проводилось на ежегодной основе. Что касается мировых чемпионатов — дебют пришелся на 1971-й (ФРГ), а уже в 1973-м на соревнованиях в Великобритании по-настоящему серьезного успеха добились советские спортсмены — победителями в своих категориях стали А.В. Капралов и Т.Н. Егоркина.

Воздухоплавательный спорт

Ballon.jpegДисциплина, в рамках которой целью полета на различных модификациях аэростатов является постановка рекордных результатов. Как и в других случаях, речь идет о скоростных показателях, дальности и продолжительности.

Отправной точкой в развитии спортивного воздухоплавания принято считать учреждение в 1874-м Общества воздушной навигации (Франция). Первые соревнования в 1906 г. были проведены под патронажем американского газетного магната Г. Беннета, и на протяжении ХХ века именно эта серия сохраняла статус наиболее представительной и престижной.

По мере развития технологий участниками использовались разные виды наполнителей (теплый воздух, газ, водород) и совершенствовались материалы для изготовления оболочки шаров. В конечном итоге это позволило добиться внушительных результатов. Так, максимальная продолжительность полета на аэростате «Double Eagle II» составила более 137 часов (1978 г.). В 1999-м была преодолена длина, превышающая земной экватор, а в 2002-м С. Фоссет сумел-таки с шестой попытки совершить полноценное кругосветное путешествие на «Духе свободы», уложившись в две недели.

В России Федерация воздухоплавания существует с 1992 года. Она отвечает за национальные первенства в различных классах, а также оказывает поддержку в проведении традиционных фестивалей и праздничных мероприятий.

Парашютный спорт

Parashute.jpegСкайдайвинг можно отнести к категории воздушного экстрима, поскольку соревновательные прыжки с парашютом требуют не только преодоления внутреннего страха, но и максимальной мобилизации внутренних ресурсов человеческого организма.

«Нырять с неба» можно по-разному. Долгое время состязания проводились с участием работников спасательных ведомств и представителями военных подразделений, для которых использование подобной амуниции являлось частью общей подготовки. Сегодня диапазон задач и возможностей оказывается заметно шире. В рамках соревнований определяются лучшие по точности пилотирования купола и приземления, а также ведутся зачеты по технической и артистической составляющим: фристайлу, фрифлаю, групповой акробатике и т.д.

Планерный спорт

Отличительная особенность летательных аппаратов, именуемых планерами — отсутствие специального оборудования, создающего искусственную тягу. Для запуска могут быть использованы самолет, автомобиль или лебедка. При благоприятной погодной обстановке мастера способны преодолевать более 1000 километров — как между двумя точками, так и с возвратом в исходный пункт.

Чаще всего данное направление рассматривается как разновидность активного отдыха, своего рода локальный туризм — однако опытные пилоты могут принимать участие в соревнованиях, проходя заранее составленные маршруты. В ходе состязаний проявляются навыки использования особенностей погоды и умения управлять планером. Многие страны проводят внутренние первенства, победители которых отправляются на мировые чемпионаты.

Самолетный спорт

Samolet.jpegГоворя о воздушных дисциплинах, нельзя не упомянуть формат, в котором основным «спортивным снарядом» является самолет. В рамках данного направления выделяют две объемные категории:

  • Постановка рекордов по скорости, высоте подъема, продолжительности и дальности, актуальная для всех разновидностей авиационных моделей.
  • Состязания по исполнению фигур высшего пилотажа, в которых участвуют 1-2 местные спортивные и учебные аппараты, а также маршрутные полеты и сравнение точности посадки.

Мероприятия с участием различных самолетных классов проводятся на регулярной основе — как в рамках фестивалей и международных выставок, так и в статусе самостоятельных соревнований. В России за организацию турниров и подготовку сборных отвечает Федерация самолетного спорта.

Сверхлегкая авиация

К данной категории, согласно Федеральным авиационным правилам, относятся суда с взлетной массой не более 495 кг и минимальной скоростью в 65 км/ч. Классификация выделяет безмоторные и моторные модели, и исключает необходимость обязательной постановки на регистрацию конструкций, совокупный вес которых без спасательных средств оказывается менее 115 килограмм.

avia27.jpeg

Летательные аппараты, определяемые как ultralight, начали набирать популярность в конце 70-х — начале 80-х годов. Стремление выпускать доступную технику, позволяющую широкой публике приобщиться к покорению воздушного пространства, обусловило появление новых инженерных разработок. В большинстве стран профильные агентства приняли решение выдать допуск легким самолетам, не способным развить критическую скорость, и не требующим прямого вмешательства регулятора. При этом лимиты по скоростным и весовым показателям зависят от правил конкретного государства, в соответствии с которыми также может быть предусмотрено допустимое увеличение веса на 5-10% — за счет установки оснащения для водной посадки или спасательного парашюта.

Практика показывает, что наиболее строгие регламенты сверхлегкой авиации, в том числе — касающиеся проведения соревновательных мероприятий, действуют в Германии, Швеции и Англии. И, напротив, аналогичные стандарты практически отсутствуют в США и Франции. Подобные расхождения мешают как ведению международной торговой деятельности, так и организации крупных турниров, которые позволяли бы выявлять победителей в различных спортивных дисциплинах.

Дельталетный спорт

Конфигурация летательных аппаратов, применяемых в данной категории, объединяет дельтовидное крыло, двигатель, систему балансирного управления и колесное шасси. Основной для конструкции являются классические дельтапланы, совершенствование которых обеспечивает условия для достижения более внушительных показателей.

Описание, представленное в БРЭ, дифференцирует модели с тележкой и мотодельтапланы, в которых взлетный процесс обеспечивается физическими усилиями пилота. При этом в большинстве информационных источников и материалов понятия смешиваются друг с другом, формируя усредненную общую картину.

Отправной точкой в развитии данного типа спорта в воздухе является изобретение гибкого крыла Rogallo, имеющего треугольную форму и способного расправляться самостоятельно. Конструктивные особенности еще в начале 60-х годов прошлого века вызвали интерес у NASA, сотрудники которой рассматривали возможность применения подобной конфигурации для посадки космических капсул.

Эксперименты не дали желаемых результатов, что в конечном итоге обусловило выбор в пользу классических парашютов, однако интерес к прототипам подобных дельтапланов не угас. Параллельно аэрокосмическому агентству разработкой модели, оснащенной колесной тележкой, занимались сразу несколько конструкторов. В 1961-м свой проект представил Т. Перселл, который объединил почти пятиметровое крыло Рогалло с алюминиевым каркасом, в котором было установлено пассажирское сиденье. Первая конструкция с силовой установкой появилась в 1966-м благодаря Б. Палмеру: один из основоположников направления сначала использовал для взлета ножной толчок, а затем усовершенствовал конфигурацию, дополнив ее блоком шасси.

В Советском Союзе аналогом вышеуказанных образцов стал «гибколет» ХАИ-21, разработанный сотрудниками Института в начале 70-х. Аппарат представлял собой сборную конструкцию, состоящую из двух отдельных элементов: гибкого крыла длиной в восемь метров, а также моторизованной тележки на трех опорах, оснащенной двигателем МТ-9 на 32 л. с. Деревянный винт и наличие хвостовой балки с оперением определили итоговый вес в диапазоне 320 кг, при этом устройство разгонялось на взлете до 50, и могло заходить на посадку при 45 км/ч. Крейсерская скорость — 90 км/ч, расчетная дальность — 150 километров. Позднее именно эта модель стала основой для создания сверхлегкого самолета ХАИ-40 (1986 г.).

Дельтапланеризм

Delta.jpegАвиационный спорт с использованием дельтапланов официально возник в США в 1951 году. Спустя четверть века была создана Международная комиссия SIVL, которая вошла в структуру ФАИ. Мировые и европейские первенства чередуются начиная все с того же 1976-го и предусматривают выявление сильнейших в нескольких дисциплинах: протяженность полета, преодоление расстояния до цели, выигрыш и достижение абсолютной высоты, а также постановка рекордов по скорости и продолжительности.

В истории СССР первые свободные вылеты (без использования буксиров) начали организовывать в 1972-м. Уже через четыре года состоялся общий всесоюзный слет, в котором приняли участие 25 дельтапланеристов из разных республик. Федерация образовалась в 1978-м, а в 1981 г. был официально проведен первый чемпионат Советского Союза в данном формате. Подобные соревнования организуются на ежегодной основе и в современной России, имея статус открытого первенства.

Парапланеризм

Paraplan.jpegПопулярное развлечение также может становиться полноценной соревновательной дисциплиной по типу воздушного спорта. Облегченные конфигурации без жесткого каркаса, обеспечивающие свободный запуск с ног, управляются пилотом из капсулы сидячего или лежачего типа, подвешиваемой под крылом из плотной ткани. За сохранение исходной формы отвечают линии подвески и вентиляционные отверстия, расположенные в передней части, благодаря которым максимально эффективно используются давление и аэродинамические силы воздуха.

Несмотря на отсутствие какой-либо силовой установки, полеты с использованием парапланов могут достигать продолжительности в несколько часов, за время которых участники успевают преодолеть свыше ста километров. Впрочем, более популярными форматами в рамках соревнований считаются не столь длинные маршруты, ограниченные временем и расстоянием. Корректировка высоты обеспечивается за счет применения навыка использования источников подъемных потоков, что позволяет пилотам подниматься на запредельный уровень. Так, мировой рекорд, установленный А. Жераром в 2021 г., составляет 8407 метра.

Подведем итоги

Воздушные виды спорта предоставляют не только получить удовольствие от очередного покорения неба, но и продемонстрировать собственное мастерство на фоне других поклонников той или иной дисциплины. Разнообразие категорий и направлений позволяет приобщиться к числу спортсменов в любом возрасте и при любом бюджете.

Вопрос-ответ

Бывают ли соревнования по воздухоплаванию?

Да, конечно. Полеты на тепловых аэростатах позволяют состязаться в различных заданиях, наиболее популярным среди которых считается пролет над маркером на земле и сброс маяка как можно ближе к центру крестообразной отметки.

Какое направление лучше подходит женщинам?

Все зависит от личных предпочтений, навыков и финансовых. Дамы одинаково успешно могут как управлять разными летательными аппаратами, так и создавать собственные конструкции.

Что из видов можно считать наименее экстремальным?

Авиамодельный спорт вряд ли можно отнести к категории воздушного экстрима. Впрочем, овладение искусством построения и управления моделями — далеко не самая простая задача, которая также требует от новичков изрядного усердия и энтузиазма.

Другие статьи