АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажере Boeing 737 !
Официальный сайт

Кто изобрел самолет: в каком году появилась первая в мире модель

Мысль о том, чтоб подняться в воздух, сопровождала человечество на всем протяжении его истории. В этой статье будем разбираться, кто придумал первый самолет в мире, когда и в каком году он появился. 

Коротко об истории

Ученым, решившим впервые на практике изучать теоретические основы полета, считается Леонардо да Винчи. Он долго наблюдал за птицами и летучими мышами, изучал анатомические особенности их крыльев и сравнивал движения при полете. Леонардо рассчитывал массу различных показателей, рисовал эскизы будущего летательного аппарата. Да Винчи планировал разработать его на основе крыльев летучих мышей и крупных птиц. На эскизах к человеку с помощью ремней присоединен машущий механизм. Он создал перепонки, сходные с крыльями летучей мыши. Поперечный размер этого первого самолета достигал 24-х метров. Управление осуществлялось с помощью педалей, приводящих в действие систему веревок и рычагов, но он был слишком тяжел, чтобы поднять человека над землей. Плюс уже сам да Винчи пришел к выводу, что мускульной силы пилота не хватит, чтобы запустить в действие этот аппарат. Но он не терял веры в то, что человек сможет подняться в воздух. Позднее Леонардо изучал парящий полет птиц и создал прототип современного дельтаплана. По эскизам великого итальянца уже в современности была построена модель, которая успешно взлетела.

Откуда появились самолеты? Попытки реального их создания были предприняты в XVIII веке. Тогда живший в Англии, в городе Скарборо Джордж Кейли написал несколько научных книг, описывающих основы строительства и принципы работы модели. Он начал также с наблюдения за полетом различных птиц и длительное время занимался замерами размаха птичьих крыльев и их скорости. Параллельно разработал массу различных технических изобретений:

  • колеса с проволочными спицами;

  • несколько типов двигателя внутреннего сгорания;

  • котел для использования в паровой машине;

  • гусеницы для транспорта.

Как выглядел самолет в его представлении? На своих эскизах Кейли рисовал небольшую лодку с веслами, натяжным единым крылом и хвостовым оперением. Движения гребца передавались на вращающийся крестообразный хвостовик на корме. В работах Кейли были определены главные элементы аэроплана: корпус, неподвижные крылья, колесное шасси, хвост и примитивный двигатель, действующий с помощью мускульной силы и позднее замененный им на тепловой вариант. В дальнейшем развитие каждого из этих составляющих положило начало появления авиации.

Краткая история создания: кто и когда изобрел самолет

Rite .jpegСогласно официальной версии, постройка 1-го аэроплана приписывается братьям Райт. Они применили на практике свою теорию о 3-осевом вращении двигателей летательного аппарата. Это позволило поддерживать равновесие конструкции и управлять ею. Братья Райт активно экспериментировали с аэродинамической трубой, что способствовало созданию крыльев и пропеллеров. В отличие от большинства современных им конструкторов, делавших упор на мощность мотора, они уделяли основное внимание возможности управления.

Бразилия оспаривает первенство братьев Райт в вопросе: «кто первый создал самолет?». Ее уроженец Сантос-Дюмонт в октябре 1901 года впервые успешно испытал модель дирижабля. Его полет доказал, что управляемость летательных аппаратов реальна. Сантос-Дюмонт достаточно долго экспериментировал с различными дирижаблями. А в 1906 г. поднял в воздух уже целиком полноценный аэроплан с шасси. Он, в отличие от творения Райтов, не нуждался в тележке для разгона, помощи посторонних лиц и взлетал абсолютно самостоятельно.

У нас это изобретение приписывается Можайскому. Таким образом, вопрос об изобретателе самолета в мировом масштабе очень спорный.

Появление авиатранспорта в России

Ранним исследователям деньги на работу не выделялись. Им приходилось все делать на свои средства, дело затягивалось и особо удачным не была. После успеха Райтов на государственном уровне решили приступить к собственным разработкам. Приобретать «Флайер-1» или его запчасти не стали. Задача осложнялась тем, что русские конструкторы реально ни разу не видели аэроплана вживую. Из-за этого на взлете многие модели терпели аварии. Впервые на протяжении долгого времени успешным отечественным создателем самолетов стал преподаватель Киевского политеха Александр Сергеевич Кудашев. На своей летающей машине в 1910-м он сумел пролететь 70 м и благополучно приземлился. В 1911 г. Кудашева пригласили на работу в свежесозданную авиационную мастерскую на Русско-Балт. Перед ним стояла задача запустить выпуск серии бипланов класса «Соммер». И до конца года на РБВЗ их было построено уже семь экземпляров. Все они были созданы на основе полностью оригинальной конструкции отечественной разработки.

Разработки Н. А. Телешова

Teleshoc.jpegВ нашей стране пионером авиации стал Н. А. Телешов. Проект Николая Афанасьевича был разработан в 1864 г. и назывался «Система воздухоплавания». Он предполагал возможность одновременной транспортировки 120 пассажиров. Этот пассажирский лайнер проектировался в виде металлического моноплана с единым крылом вверху фюзеляжа. Внутри него предполагались 2 палубы.

Крыло было достаточно небольшое при значительном диаметре фюзеляжа. Оно обладало слегка выгнутым профилем и заострялось к своим концам. Двойная металлическая обшивка придавала высокую прочность при относительно небольшом весе. Ферменная конструкция крыла первого изобретателя самолета в Российской империи и комплекс расчалок противодействовали перегрузкам.

Управление производилось посредством рулей выбора направления и набора высоты. Подъем в воздух производился с помощью парового двигателя с одним винтом, находящегося в середине. Для регулировки центра тяжести корпус предполагалось оснастить балластом, который при необходимости можно было двигать в течение полета из носа аппарата к хвосту и обратно. Шасси не предусматривалось, и разбег должен был осуществляться с помощью тележки-шасси. В реальность это изобретение самолета, к сожалению, не претворили. Тем не менее Телешов внес вклад в развитие отечественной авиации.

Разработки А. Ф. Можайского

Свой проект воздушного судна Александр Федорович представил на обсуждение Военного министерства в 1876-м году. Но там он встретил полное непонимание чиновников, и деньги на продолжение работ выделены не были. Но Можайский продолжил разработки за счет своих средств и даже продажи вещей. Из-за этого строительство опытного образца растянулось на длительное время. Из чего делал самолет Можайский? Корпус был деревянным, обшивка крыльев — из аэростатного шелка с медными люверсами, а фюзеляжа — из холста.

На испытании в 1882 г. он пролетел какое-то расстояние и потерпел крушение. Но документов, засвидетельствовавших полет, не сохранилось, поэтому не считается, что Можайский был пионером в этой сфере. Его наработки в дальнейшем стали базой развития авиации. Они были использованы в 1913—1915 гг. при построении отечественных аэропланов:

  • «Святогор»;

  • «Илья Муромец»;

  • «Русский витязь».

Опытный образец Можайского был перевезен в его усадьбу, но при пожаре 1896 года полностью сгорел.

Первый патент и паровая модель

Kareta.jpegКто изобрел первый самолет в мире и в каком году он запатентован? Таким инженером, разработавшим проект летательного аппарата, стал другой англичанин — Уильям Сэмюэл Хенсон. Он впервые описал винт, осуществляющий перемещение. Свой пассажирский моноплан на пару с размахом крыльев 46 метров, названный "Воздушная паровая карета Хенсона", он запатентовал в 1843 году. Затем совместно со Стрингфеллоу была создана компания по авиаперевозкам. Предполагалось с помощью нее собрать средства на строительство летательного аппарата. Партнеры изобрели самолет на паровой тяге, небольшая копия которого сделала попытку полета. Но она не преодолела даже десятка метров, двигаясь на проволоке. О взлете и посадке речи вообще не шло. Партнеры много раз переделывали модель, меняя разные параметры, но так и не достигли значимых результатов. Плюс их компания не смогла собрать средств, достаточных для постройки полномасштабного прототипа. В газетах начали распространять инсинуации, что это все мошенничество. Хенсон вышел из проекта и эмигрировал в Америку. Его идеи в дальнейшем активно применялись в ранних моделях аэропланов.

Когда появились первые самолеты, использующие силу мотора

Компаньон Хенсона Дж. Стрингфеллоу продолжил разработки вместе со своим сыном и в 1848 г. запустил в воздух моторизированную модель. Она была беспилотной, имела размах крыльев 3 м и приводилась в действие паровым двигателем. Этот полет изобретатель повторил и через 20 лет на Всемирной выставке, за что был награжден золотой медалью. Его аппарат сохранился и находится в Музее науки в Лондоне. Стрингфеллоу планировал построить прототип, на котором лично мог бы летать. Он даже взял для этого в аренду помещение и начал закупать материалы и оборудования. Но Стрингфеллоу к тому моменту уже было 70. Он тяжело заболел и так и не осуществил свою мечту.

Кто придумал первый самолет в мире в современном понимании

Dumont.jpegБразильский изобретатель и воздухоплаватель Алберту Сантос-Дюмонт продолжил исследования своих предшественников. Он стал одним из немногих, внесших вклад в раннюю разработку летательных аппаратов как легче, так и тяжелее воздуха. Алберту впервые в мире проектировал и строил дирижабли с электроприводом, а также управлял ими. В 1901 году он облетел вокруг французскую Эйфелеву башню, получил за это премию Дойча и стал одним из суперизвестных людей на рубеже XIX—XX вв.

Позднее Сантос-Дюмонт применил эти свои наработки в создании самолетов. В 1906-м он на свежесозданном 14-bis без помощи посторонних поднялся в воздух, преодолел 60 м. по изогнутой траектории, развернулся и успешно приземлился. Именно эта модель стала полноценной по современным понятиям.

Работа братьев Райт

Постараемся изложить историю первого самолета в мире кратко. Уилбер и Орвилл Райт владели мастерской в Дейтоне, специализирующейся на велосипедах, двигателях и другом оборудовании. Там они приобрели навыки механиков, пригодившиеся для работы по созданию летательных аппаратов. Также специфика деятельности повлияла на уверенность братьев в том, что неустойчивым транспортом можно управлять и балансировать с помощью практики. Райты активно практиковались в планеризме, чтобы освоить принципы управления. Они считали его ключевым моментом безопасного полета. Имеющиеся крылья и двигатели братья определили как уже отработанные.

Rite-brother.jpeg В каком веке изобрели самолет Райты – достаточно сложный вопрос. Как и многие предыдущие исследователи, они начали работу с того, что долгое время наблюдали за птицами. На основе этих наблюдений братья сделали вывод, что те меняют геометрию концов крыльев, заставляя себя поворачивать в воздухе. Райты решили, что перспективным способом поворота для летательного аппарата аналогично будет осуществление крена в полете. Они пытались добиться этого эффекта на своих моделях и долго экспериментировали с воздушными змеями, чтобы отработать этот прием.

История создания самолета продолжилась на центрально-атлантическом побережье США из-за его бризов и подходящей для посадки песчаной почвы. В 1900 г. братья выбрали там площадку, где начались эксперименты с пилотируемыми планерами. В процессе испытаний они регулировали деформацию крыла, применяя управляющие с земли тросы. Несмотря на то что подъемная сила используемых планеров была ниже ожидаемой, Райты воодушевились этим опытом, потому что полеты были безаварийными и передний руль набора высоты действовал эффективно.

В 1901 г. они создали в своей мастерской 1,8-метровую аэродинамическую трубу и провели в ней десятки испытаний мини-копий крыльев. Это дало возможность братьям отрегулировать силы подъема и сопротивления и просчитать производительность каждой модели. Они активно разрабатывали трехосевое управление полетом:

  • изменение геометрии крыла для крена;

  • руль регулировки высоты;

  • задний руль контроля направления.

Когда появились первые самолеты в мире? В марте 1903 г. Райты отправили заявку на патент, прототипом для которого был их планер предыдущего года. Усовершенствовав эту свою модель, 17 декабря братья совершили по два полета на каждого. Вначале пилотом был Орвилл, преодолев по прямой расстояние в 37 м в течение 12 секунд. А Уилбур на следующий год 20 сентября впервые сделал полный круг, пролетев 1,244 км за полторы минуты.

Совершенствуя свое независимое 3-осевое управление — тангаж, наклон корпуса и рыскание — Райты повысили устойчивость и управляемость. Эти разработки позволили им совершить в течение 2005 г. серию из шести продолжительных полетов длительностью от 17-38 минут и протяженностью 18-39 км.

Сантос-Дюмонт и его 14-бис

AF6C1976-ADC6-454C-A152-363D07ACBC77.jpegДеятельность Алберту стала основой споров о том, когда придумали самолет современного вида. Он был широко известен изобретением управляемых с помощью мотора дирижаблей. У себя на родине в Бразилии Алберту считается изобретателем аэроплана. Его модель «14-бис», в 1906-м поднялась над землей на 2,5 метра и переместилась свыше чем на 6 десятков м. А через месяц Сантос-Дюмонт пролетел на ней 220 м, поставив рекорд по длине перелета. Его конструкция, в отличие от аэропланов Райтов, включала шасси и отрывалась от земли без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

В каком году изобрели самолет, и кто же был первым

Это крайне дискуссионный с давних пор вопрос:

  • Кейли соорудил полномасштабный планер;

  • Хенсон впервые получил патент на моторизированный летательный аппарат;

  • Стрингфеллоу — был пионером запуска в воздух аналогичной машины;

  • Райты — сами пролетели некоторую дистанцию и совершили успешную посадку;

  • Сантос-Дюмон — осуществил полет без посторонней помощи и дополнительных приспособлений, облегчающих взлет.

А реально таких фамилий со времен Леонардо да Винчи по всем странам можно назвать несколько сотен.

Как появились первые самолеты в мире для военных целей

На войне всегда на протяжении всей истории использовались самые новаторские разработки. Человек еще толком не приступил к освоению воздушного пространства, когда военные уже ждали, когда можно будет применить самолеты для своих нужд. И то, к чему это может привести, понимали с древнейших времен. Еще в XVII веке итальянский богослов Франческо Лана писал, что бог никогда не допустит появления таких машин, потому что возможные нападения с них способны разрушить города и принести вред многим народам.

Кто же первый изобрел самолет для войны? Реальные шаги в эту сторону впервые сделала Болгария. Болгарский царь Фердинанд I увлекался авиацией, что благоприятствовало ее скорейшему внедрению в разные отрасли. Его армия использовала аэропланы для целей разведки позиций врага в период 1-й Балканской войны (12−13 гг. XX в.). К Первой мировой армейские машины были уже у большинства стран — участниц конфликта. Самый представительный авиапарк был у России — она имела 263 единицы техники. Германия с 232 аэропланами занимала 2-е место, а Франция с 156 — третье.

Кто придумал и создал первый в мире самолет-бомбардировщик? В начале века Российская империя имела выдающиеся успехи в военной авиации. Расходы на нее превышали один миллион рублей в год. В 1908 г. был создан императорский аэроклуб, который возглавлял двоюродный дядя Николая II Александр Михайлович. Собственные единицы техники в стране были построены в 1909-м, а в следующем начато производство боевых машин. К 1914-му в России имелось пять авиашкол и четыре авиазавода. За год до Первой мировой Сикорский создал 1-й в мире бомбардировщик «Илья Муромец». Точнее, первоначально он задумывался как пассажирский, но в связи с войной его назначение было изменено. «Муромцев» начали отправлять на задания с февраля 1915-го. К завершению войны российский авиапарк составлял уже 60 бомбардиров.

Когда были созданы первые самолеты для пассажирских перевозок

Игорь Сикорский продолжил дело Кудашева. Он с детства увлекался техникой и уже в возрасте 12-ти лет построил успешный прототип будущего вертолета, приводом для которого стала обыкновенная резинка. Модель Игоря поднялась в воздух и приземлилась. По примеру брата он решил стать морским офицером, но через 3 года принял решение бросить военное училище и пойти учиться на инженера. Сикорский поступил в Киевский политех, где записался в кружок «Воздухоплавательная секция».

Vityaz.jpegВ 1912 г. Игорь Иванович стал главным конструктором на производстве Руссо-Балта. Им были разработаны первые модели самолетов, получившие известность — отечественный аэроплан «Русский витязь» и его кардинальная модификация «Илья Муромец», ставший 1-м пассажирским авиатранспортом. Он поставил мировой рекорд, пролетев от С.-Петербурга до Киева всего с одной посадкой для дозаправки. В начале Первой мировой Сикорский создал истребитель сопровождения для охраны и совместных полетов с бомбардировщиками. В следующие военные годы новых моделей создано не было. Практически 100% двигателей приходилось закупать за границей, что приводило к большим проблемам с постройкой самолетов, история которых получила дальнейшее развитие при Советском Союзе. Военная авиация в СССР была создана уже в 1918-м, одновременно с сухопутной армией. Но в наследство от Российской империи остался всего один дивизион «Муромцев». Советское руководство делало все для сохранения и преумножения этого авиапарка. Но нормальную реконструкцию авиации стало возможно провести только после завершения Гражданской войны. Она была переведена в войска самостоятельного рода и перестала иметь вспомогательное назначение для армии. К 1930-м гг. появилась масса военных машин новых типов.

Как и когда создали самолет на реактивном двигателе: история возникновения

Идея реактивности естественна для живой природы. Таким образом двигается множество жителей морей и океанов, например, кальмары, осьминоги и каракатицы. Идею создания реактивного лайнера предложил еще Телешов. Патент на усовершенствованный вариант своей «Системы воздухоплавания он получил в 1867-м году. А реально попытался заменить привычный винт на поршневой двигатель румынский конструктор Анри Мари Коанда в 1910-м. Но успеха он не имел. Следующий прообраз такого мотора создал Рене Лорен в 1913-м.

Когда появились самые первые самолеты в мире этого типа в реальности? Удачное испытание впервые произошло в 1939 году в Германии. Аппарат смог развить небывалую по тем временам скорость подъема — свыше 60 метров в секунду. Но модель имела несколько ошибок: слишком большой расход топлива, недостаточную емкость бензобаков и неудачную конструкцию двигателя. Из-за этого нельзя было отдаляться от аэродрома более, чем на расстояние 50 километров. Этот прототип так и не пошел в серийное производство. Его усовершенствованная версия Me-262 была построена в 1944 году. Затем эту тему продолжили Япония и Великобритания.

Сверхзвуковые модели

Bell.jpegКогда был изобретен самолет, летающий на сверхзвуковых скоростях? Bell X-1 — 1-я такая машина, созданная в США в 1946-м. Он был оборудован ракетным двигателем и предназначен для изучения полета при превышении скорости звука. Через год после создания аппарат преодолел звуковой барьер.

Истребителем, пошедшим в серию, стал также американский F-100 в 1953 г. А в СССР его аналогом был МиГ-19, совершивший полет в 1952-м. Но серийное производство было запущено только через 2 года.

Пассажирским лайнером аналогичного типа стал советский Ту-144 в 60-х гг. А во Франции такой выпустила компания «Конкорд».

Итак,мы рассказали, кто и когда придумал самый первый в мире самолет. А если вы интересуетесь авиацией или хотите полетать на каком-либо авиатранспорте, то обращайтесь в компанию «Полетомания» — у нас есть возможность приобрести подарочные сертификаты на полеты на различных летательных аппаратах: от спокойной и размеренной прогулки на воздушном шаре до экстремального приключения на сверхскоростном истребителе. 


Другие статьи