В это трудно поверить, но самый высокий прыжок с парашютом был произведен практически из космоса — с высоты в 39 километров. На указанной отметке альтиметр фиксирует переход от верхнего слоя стратосферы к мезосфере. Плотность воздуха в области инверсий в десятки и сотни раз меньше, чем на уровне моря. Температура колеблется в промежутке от +0,8 до 0 °С, а молекулы газов диссоциируют на атомы под влиянием солнечной радиации. В общем, условия буквально катастрофические. Однако это не остановило одного отважного австрийца, поднявшегося ввысь при помощи стеклопластиковой капсулы, накачанной гелием.
Мировой рекорд на сегодня
Официальной регистрацией подобных событий занимаются специалисты из Международной авиационной федерации. В феврале 2013 года сотрудники ФАИ ратифицировали тройку общемировых достижений — за самый высотный прыжок (порядка 38,9 км), расстояние планирования (около 36 402 м) и скорость свободного падения (1357,6 км/час). Все основные этапы мероприятия транслировались на YouTube, а общее количество одновременно заглянувших на страницу зрителей дошло до отметки в 8 миллионов человек.
Статус абсолютного рекордсмена заслужил Феликс Баумгартнер — австрийский экстремал, с детства мечтавший стать лучшим парашютистом. За плечами чемпиона к тому моменту числились самые разные победы. Он занимался бейсджампингом, хайдайвингом, альпинизмом, мотокроссом и ралли, принимая участие практически во всех значимых соревнованиях. Многие называли мужчину адреналиновым наркоманом, но сам спортсмен считал, что просто любит сложные, практически невыполнимые задачи. На практике оказалось, что со всеми достижениями он справился играючи, а теперь продолжает карьеру в качестве горного спасателя.
Прыгнул с парашютом из космоса — полет Феликса Баумгартнера
История соответствующих рекордов началась достаточно давно — еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Именно тогда любители экстремального досуга решились на своеобразное покорение стратосферных и космических просторов. Первым человеком, поднявшимся на 31,1 км над уровнем моря, стал американский специалист Джозеф Киттингер. Правда, добиться официального признания собственного успеха ему не удалось. Дело в том, что мастер использовал малую стабилизирующую конструкцию, которая не дала ему почувствовать вкус свободного падения. Сотрудники Международной авиационной федерации достижение не ратифицировали.
Впоследствии попыток было очень много — действующими лицами событий, граничащих с безумством, в разные времена становились такие именитые парашютисты, как Евгений Андреев, Николас Пиантанида, Петр Долгов и Николай Никитин. Феликс Баумгартнер учел результаты и выводы своих предшественников и подошел к процессу подготовки с максимальной ответственностью.
Небольшая историческая справка
Слухи о грядущем самом высотном, большом и затяжном прыжке с парашютом, проникли в прессу в середине 2010 года. Сначала в профильных кругах, а затем и в общественных популярных новостных изданиях, появились публикации, рассказывающие о начале сотрудничества между именитым австрийским экстремалом и компанией Red Bull. Будущий рекордсмен, сумевший заручиться поддержкой от наилучшего спонсора, принялся за проработку нюансов приближающегося полета. Изначально он планировал подняться на 36 км, задействовав конструкцию, названную стратостатом. Инженеры подсчитали, что скорость свободного планирования человека, пошедшего на подобный риск, достигнет сверхзвуковых величин.
Принципиальных задач у события было несколько. Во-первых, Феликс Баумгартнер испытывал особый костюм, на основе которого впоследствии разрабатывалась экипировка для военных летчиков ВВС США. Во-вторых, мастер превращался в объект исследования на тему влияния стратосферы на организм, в условиях, на сто процентов приближенных к реальным.
Подготовка к прыжку
В основу всего проекта превратилась специализированная и высокотехнологичная герметичная капсула. Хотя она изготовлялась из сверхлегкого углепластика, вес машины колебался в районе 1 400 кг. Ее основной составляющей деталью был аварийный парашют — устройство, которое должно было сработать при первых признаках какой-либо неисправности. Сам стратостат (модуль, необходимый для взлета на 36 км) накачивался гелием. Внутри него содержалось порядка 850 000 кубических метров инертного газа.
Феликс Баумгартнер настоял на том, чтобы проверить установку в действии. Он выполнил пару предварительных попыток, поднявшись на 21,8 и 29,6 км соответственно. Оба испытания показали отменные результаты, после чего профессионал приступил к финальному этапу подготовительной работы.
Непосредственный подъем
Прыжок с самой большой высоты на землю и полет из стратосферы с парашютом — это максимально опасное мероприятие, одно описание которого звучит по-настоящему безумно. Однако австрийского экстремала подобное положение дел устраивало на все сто процентов. 14 октября 2012 года в 9 часов 30 минут летательный аппарат оторвался от земной поверхности и устремился ввысь. Дата была выбрана не случайно — на дворе стояла ясная погода, температура воздуха колебалась в районе 15°С. От момента старта до времени «прибытия» на указанную альтиметром отметку прошло 2,5 ч. Капсула без труда преодолела все намеченное расстояние, замерев на 39 км.
Событие транслировалось практически везде — Феликса снимали 30 профессиональных кинокамер, передававших сигнал с задержкой в 20 секунд. Подобный дилэй был выбран не случайно — если бы что-то пошло не так, инженеры успевали отключить передачу, избавив зрителей от трагической картинки.
Прыжок из стратосферы с высоты 39 км — свободное планирование
На предельной дистанции австрийский экстремал начал готовиться к тому, чтобы покинуть капсулу, созданную выдающимися инженерами на спонсорские средства компании Red Bull. Он отсоединил костюм от системы подачи кислорода, уравнял внутреннее и внешнее давление, после чего активировал функцию автономной связи. Затем мастер открыл отдельный люк стратостата, и шагнул вниз. Всего лишь за 50 секунд он преодолел сверхзвуковой барьер, набрав невероятную скорость (порядка 1 357 км/ч). Указанный рекорд не удалось побить до сих пор.
Несмотря на то, что Феликс постарался предусмотреть все ошибки прошлых спортсменов, у него возникла целая череда разнообразных и, несомненно, характерных проблем. Во-первых, запотело стекло герметичного шлема, так что он полностью лишился возможности наблюдать то, что происходит вокруг. Во-вторых, его закрутило в штопор — неконтролируемое вращение не поддавалось остановке. Если бы Баумгартнер не прошел через череду невероятно трудных тренировок, его организм не справился бы с подобным испытанием. Однако события развивались по благоприятному сценарию, и экстремал добрался до земли в целости и сохранности.
Другие полеты
Эпоха соответствующих рекордов началась еще в шестидесятых годах прошлого столетия. Уже тогда люди стремились покорить около-космические вершины без каких-либо ракет и иного, аналогичного по функционалу, оборудования. Благодаря их успехам, в современном мире существует возможность заниматься парашютным спортом открыто, без всяких опасностей, проблем и запретов юридического характера.
Чтобы попробовать экстремальные развлечения, например, полет в тандеме с инструктором, достаточно обратиться к сотрудникам компании «Полетомания». У нас можно приобрести сертификат и отправиться в настоящее воздушное приключение, полное драйва, экстрима и ярких эмоций.
Джозеф Киттингер
С вопросом о том, какая высота у самого высокого прыжка из космоса с парашютом, мы уже разобрались. Однако помимо Феликса Баумгартнера, отправившегося в свободное падение с 36 км, к соответствующим рекордам приближались и другие, не менее именитые профессионалы. Впервые к нужному достижению мастера приблизились в 1959 году, благодаря финансируемому правительством США проекту «Эксельсиор». Правда, событие сначала обернулось чередой неудач — испытатель столкнулся с целым перечнем разных проблем, чуть было не отнявших его жизнь.
Речь идет, конечно же, о Джозефе Киттингере. Он добрался до отметки в 23 300 м, за что был награжден почетной «Медалью Лео Стивенса». Тело смельчака, шагнувшего в стратосферную неизвестность, вращалось со скоростью 120 об/мин. Он попал в невероятный штопор, испытав перегрузки 5G-формата. Организм подобных перепадов не выдержал — сознание экстремала отключилось практически сразу после прыжка. В роли его спасителя выступила автоматическая тормозная стабилизационная конструкция, не давшая парашютисту продолжить бесконтрольное падение.
Евгений Андреев
Человек, успехами которого вдохновлялся сам Феликс Баумгартнер. Российский летчик-испытатель стал одним из первооткрывателей соответствующего вида спорта, покинув стратостат под кодовым названием «Волга» на высоте 25,6 км. Для него полет прошел нормально — спустя 270 секунд специалист уже был на земле.
К сожалению, такая, несомненно, благоприятная участь миновала его товарища — полковника Петра Долгова. Напарник, выходящий из кабины аппарата, столкнулся с непредвиденной ситуацией. Его скафандр разгерметизировался, и, хотя посадочная система сработала штатно, мастер погиб еще в воздухе. Впоследствии Указом Президиума СССР обоим отважным исследователям присвоены высшие награды — звания Героев Советского Союза. Одному из смельчаков звезда была дана посмертно.
Николас Пиантанида
Еще один американский парашютист, который предпринял целых три попытки побить рекорды, установленные Евгением Андреевым и Джозефом Киттингером. Он инициировал собственный проект под названием «Strato-Jump». Брендовые инженеры изготовили уникальную модель стратокапсулы, предназначенной для подъема на 38-40 тыс. метров.
В 1965 году специалист впервые попробовал свои силы, но испытание завершилось неудачно. Спустя 30 минут кислородный баллон аппарата был поврежден, из-за чего мастеру пришлось справляться с последствиями аварии. Второй эксперимент оказался куда более удачным — Николас добрался до отметки в 37 600 м, правда, снова без открытого падения. В этот раз сломалась автономная система нормализации давления. Третий заход превратился в трагедию — у Ниантаниды был поврежден шлем, из-за чего смельчак погиб прямо в воздухе.
Самый высокий прыжок с парашютом из стратосферы в мире — рекорд Петра Долгова
Советский летчик установил сразу 8 общенациональных и всесоюзных рекордных достижений, заслужив славу почетного мирового спортсмена. Однако, его экстремальные увлечения до добра не довели. В ноябре 1962 года, специалист, совместно со своим товарищем Евгением Андреевым, прыгнул с 24 500 м, использовав уникальную стратокапсулу под кодовым названием «Волга». В тот момент, когда мастер вышагивал из люка, он ударился головой о выступающую балку. Механическое повреждение привело к тому, что шлем разгерметизировался полностью. Петр умер, потеряв сознание сразу после наступления стадии свободного полета.
Алан Юстас
Удивительно, но прыжок человека с парашютом с самой большой высоты (из стратосферы, около 41 км), выполнялся не только профессионалами, готовившимися к подобным испытаниям всю сознательную жизнь. Столкнуться со смертельным риском решился вице-президент именитой корпорации Google. К счастью, его попытка завершилась успехом. Он преодолел порядка 37 км без парашютного снаряжения, а также развил скорость, колеблющуюся в районе отметки в 1 321 км/ч. Общее время падения составило 14 минут и 19 секунд. Кстати, оторваться от воздушного шара, поднявшего капсулу до нужной отметки, гениальному программисту помогло небольшое взрывное устройство.
Николай Никитин
Заслуженный мастер спорта, также отстаивавший честь специалистов из Союза Советских Социалистических Республик. Прыгнул с высоты в 15 383 м (и свободно пролетел порядка 14 620 м) в августе далекого 1957 года. Достижения профессионала были ратифицированы не только на всесоюзном, но и общенациональном уровне. Его заслуги признали сотрудники ФАИ — международной авиационной федерации. В случае с этим экстремалом, никаких эксцессов и трагических событий не было. Парашютист спокойно добрался до нужной отметки на альтиметре, а затем покинул аппарат, воспользовавшись современными (на тот момент) системами нормализации внутреннего и внешнего давления.
Прыжок с космоса на землю на парашюте — рекорд Романюка
Удивительно, но огромное количество побед на рассматриваемом поприще принадлежит именно нашим соотечественникам. На заре экспериментов со стратосферой инженеры из СССР готовились к тому, чтобы отправить Юрия Гагарина в космос, и активно пользовались результатами исследований, полученными благодаря отважным любителям парашютного спорта. Василий Григорьевич обладал невероятным опытом. Он прошел через большую часть сражений Второй мировой войны, заслужив право на ношение огромного количества наград и медалей. 25 сентября 1945 года он покинул самолет на высоте 13 108 м, и пробыл в состоянии свободного падения порядка 167 секунд.
Именно поэтому на территории нашей страны существует такое число возможностей, связанных с классическим спортивным парашютизмом. Попробовать свои силы может абсолютно каждый, например, прыгнув в тандеме с инструктором компании «Полетомания».
Ю. Г. Прилуцкий, А. Б. Вериго
Эксперимент, который нельзя назвать удачным. Около 87 лет назад авторы программы «СССР-1-БИС» решили испробовать на деле возможности только что изготовленного стратостата. Конечно же, сначала инженеры произвели все научные расчеты — они постарались учесть возможные проблемы, после чего отправили испытателей в полет. Правда, в их расчеты все-таки закралась определенная ошибка. Как только модуль пошел на снижение, летчики обнаружили, что один из кислородных баллонов поврежден. Двум из трех членов экипажа пришлось производить экстренную эвакуацию — специалисты выпрыгнули через люк, в тот момент, когда машина добралась до стратосферы. Третий мастер (К. Я. Зилле) посадил облегченное устройство.
Подведем итоги
Рекорд прыжка с парашютом из космоса (со стратосферы, с высоты на землю) принадлежит Феликсу Баумгартнеру — человеку, вписавшему свое имя в историю Международной авиационной федерации. Однако помимо него, в соответствующей отрасли хватает смельчаков и рекордсменов. Не стоит забывать об опыте, полученном благодаря Джозефу Киттингеру, Евгению Андрееву и Николасу Пиантанида. Отдельного внимания достойны великие победы Алана Юстаса, Петра Долгова и Николая Никитина. Они доказали, что совершать контролируемые падения и устанавливать невероятные достижения может каждый, конечно, после грамотной подготовки.