В этой статье расскажем, что такое ВПП (расшифровывается как взлетно-посадочная полоса) в авиации, какой длины и ширины она должна быть в аэропорту, как адаптирована ее протяженность для эксплуатации различными видами самолетов. Рассмотрим отдельные нюансы устройства, характеристики, влияние на безопасность полетов этой части аэродромной инфраструктуры.
Общее представление
Летное поле содержит в себе ключевой элемент аэродрома – дорожку для взлета и посадки лайнеров. Это участок поверхности, подготовленный и оборудованный для безопасного приземления или подъема в воздух воздушных судов по искусственному (гравий, асфальт, железобетон) или грунтовому покрытию. На нем располагаются:
- отрезок, проходимый аэропланом от начала набора скорости до отрыва — место взлета;
- расстояние от момента посадки до полного прекращения движения — посадочная дистанция.
В зависимости от класса площадка имеет разную несущую способность, протяженность и ширину, маркеры и возможности круглосуточной эксплуатации за счет применения светосигнальной аппаратуры.
Историческая справка
Один из первых образцов ВПП был создан в 1903 году братьями Райт в Китти Хок, штат Огайо, США, где они провели свой знаменитый контролируемый полет. Однако это была скорее временная травяная площадка, да и для отрыва применялось разгонное устройство, приводимое в движение сбрасываемыми грузами.
В 1909 летчик Луи Блерио создал первый официальный аэродром во Франции, где была предпринята попытка обустроить постоянные и специализированные структуры для взлетно-посадочных операций. На нем были впервые установлены наземные маркеры для указания направления взлета, тогда и стала использоваться аббревиатура «ВПП».
Первые постоянные и более специализированные площадки стали появляться с развитием авиаотрасли (1916, Клермон-Ферран, Франция). Они были залиты железобетоном и оборудованы примитивными средствами навигации, делая взлет и посадку более предсказуемыми и безопасными.
Применять освещение стали в конце 1920 года, когда посадочные поля были отмечены вращающимися огнями, чтобы их можно было обнаружить после наступления темноты. В 1930 г. началась установка примитивных освещаемых фигур и огней приближения. Они указывали правильный угол глиссады и корректность захода на цель. Постепенно цвета огней и частота их мигания стали стандартными во всем мире и были включены в стандарты ИКАО.
Как и из чего делают полосы
Строительство ВПП — это сложный инженерный процесс, который включает в себя подготовку грунта, укладку основания, нанесение покрова и другие этапы, обеспечивающие несущую способность и прочность. К отдельным мероприятиям относят создание разметки, прокладку дренажей и электрических кабелей для светосигнального оборудования.
Местные авиалинии используют площадки с минимальными требованиями и грунтовым настилом, они не предназначены для приема лайнеров. Для их обустройства просто удаляют деревья, кусты, высокую траву и выравнивают кочки, неровности.
Однако при создании серьезных объектов требуется не только монтаж покрытия, но и значительная изыскательская, проектная работа, согласование с национальными и международными регулирующими органами.
Строительство проходит в несколько этапов:
- Геодезистами и гидрологами определяется, к какому типу относится местность, и исходя из полученных сведений подбираются фундаментные составы, используемые в слоях структуры (термоизолирующие, укрепляющие с армированием, гидроизоляционные и т.д.), и очередность их укладки.
- Замачиваются просадочные грунты или полностью заменяется почва при ее неудовлетворительных свойствах.
- Уплотняется основа с использованием трамбования.
- Укрепляются грунты с применением химических, электрохимических, термических технологий.
- Выравнивается поверхность 40-сантиметровым слоем насыпного материала.
- Формируется дренажная и водоотводная системы с помощью полипропиленовых или стекловолоконных труб.
- Укладывается финишный слой.
Все типы покрытий подразделяются на жесткие и нежесткие. К первым относят полимербетон, железобетон, армобетон. Они могут быть собираемыми из отдельных компонентов или цельнолитыми. Нежесткие формируются с помощью щебня, гравия, сборных металлических элементов, снега и т.д.
Чем покрывают полосы
К числу наиболее часто используемых материалов с требуемыми характеристиками относят асфальтобетонные покрытия, состоящие из минеральных наполнителей, битумного основания и комплекса модификаторов. Состав обладает отличными прочностными параметрами, сопротивлением к износу и ударно-статическим нагрузкам.
Рифленый бетон превосходит асфальт по долговечности и указанным характеристикам. Его заливка осуществляется с использованием арматурных сеток или решеток, что позволяет в разы увеличить показатели прочности, сопротивление к образованию трещин.
Резино-полимерные покрытия снижают трение и усиливают сцепление самолетных покрышек при экстремально низких или высоких температурах. Их противоскользящие свойства улучшают управляемость при наземном маневрировании, снижают холодовые деформации базовых структур.
В последние десятилетия в крупных северных авиаузлах, чтобы исключить обледенение и накопление снега, стали использоваться подогреваемые дорожки.
Какая длина и ширина взлетной полосы для различных самолетов
Габариты авиалайнера напрямую влияют на протяженность ВПП, ведь даже неспециалисту понятна разница при взлете загруженного Airbus A380 и небольшого Скайрейнджера. А еще на эти показатели влияет высота над уровнем моря, на которой находится авиагавань.
Размерность посадочной дорожки зависит от летно-технических характеристик лайнеров. Также на нее влияет продольный уклон, сцепные качества покровов и атмосферные показатели. Ширина площадки должна быть достаточной для разворота судна на сто восемьдесят градусов в пределах периметра.
Классность авиагавани зависит от того, сколько метров (м) или километров (км) в длине взлетной полосы и размахе крыльев у самолетов, которые смогут на нее сесть. Согласно руководящим документам ИКАО, кодовое обозначение воздушного порта слагается двумя элементами:
- номером, принятым от единицы до четырех (4-й уровень свыше 1800 м), определяется протяженностью;
- буквенным обозначением от А до Е, которое формируется на основании соизмерения размаха крыла и расстояния колеи между правыми и левыми тележками шасси.
Данная классификация является международной, однако российская имеет от нее определенные отличия.
Светосигнальное оборудование
Данный тип аппаратуры используется для обеспечения безопасности маневрирования в условиях, когда видимость ограничена, а также в сумеречное или темное время суток. Комплект светосигнального оснащения разбит на группы фонарей или светящихся знаков с высокой визуализацией. Они комплектуются:
- огнями приближения с постоянным или импульсным излучением;
- указателями светового горизонта;
- входными фонарями;
- маячками знаков приземления;
- красными стоп-огнями;
- глиссадными огнями;
- подсветкой зоны посадки;
- боковыми желтыми маркерами;
- осевыми и центральными средствами белой подсветки и т.д.
К освещению ВПП также относят высокоинтенсивную полосную подсветку белого цвета.
Разметка
Один из способов предоставления визуальной информации – нанесение разметочных маркеров на взлетно-посадочную дорожку, помогающих пилоту принять оптимальное решение. Они являются средством навигации и облегчают работу наземного транспорта. Отдельные элементы:
- Концевая полоса безопасности – не предназначенный для стоянки участок поверхности с желтыми шевронами. Назначение этой площадки – служить преградой от разрушения выхлопами реактивных потоков, предотвращать риск выхода авиалайнера за пределы взлетного периметра.
- Торцовая линия – перпендикулярный ограничитель, нанесенный под прямым углом к основному направлению.
- Область смещенного порожка с белой стрелкой – пространство с разрешенной рулежкой и различными типами маневров, но с запретом на посадку.
- Порожек – пешеходная дорожка указывает на зону, разрешенную для посадочных операций, находится на близком расстоянии от торца взлетной полосы. Полоски «зебры» позволяют определить визуально поперечный размер: 4 – 18 м, 6 – 23 м, 8 – 30 м, 12 – 45 м, 16 – 60 м.
- Точная зона, где возможно касание, помечается парными прямоугольниками, расположенными по двум сторонам от центральной оси в 150 м от порога. Их число определено классностью ВПП.
- Маркированный номер. С буквами все просто — это аббревиатуры английских слов: правая (R), левая (L), центральная (С). Используются в многополосных аэропортах.
С цифрами чуть сложнее. Их диапазон — от нуля до тридцати шести – показывает угол отклонения от направления на север, округленный до десятков и разделенный на 10. Нулем обозначается точная северная ориентированность, 09 будет перпендикуляром к этой оси.
- Отметка фиксированного расстояния – в виде больших прямоугольников, находящихся в трехстах метрах от пороговых указателей. Идеальное касание земли должно быть на этих отметках.
Разметка облегчает пилоту определение основных параметров площадки для взлета и посадки, увеличивает степень безопасности, а также возможность осуществлять навигацию при выходе из строя бортовых систем.
Активная полоса
Рабочей взлетно-посадочной дорожкой называют ВПП, которая используется на протяжении текущего временного отрезка. Критерием, определяющим ее применение, является векторная сумма направлений ветра. Боковые значения должны быть минимальными, а показатели по встречным или даже попутным потокам — максимальными. Помимо этого, на выбор влияет проведение ремонтных работ, нефункционирующее оборудование и т.д.
Экипажи летательных аппаратов, которые подходят к небольшим площадкам, извещаются авиадиспетчером о номере рабочей дорожки и получают информацию о метеорологической обстановке в ее районе. В крупных авиаузлах эти параметры передаются автоматическим радиовещателем метеоданных.
Самые длинные ВПП в мире
Наибольшей длиной обладают взлетно-посадочные полосы, принадлежащие космическим программам и летно-испытательным центрам:
- Солевая поверхность на авиабазе Эдвардс в США – 11 917 м.
- Аэропорт г. Чамдо (КНР) – 5500 м.
- Научно-испытательный аэродром в Раменском – 5405 м на 120 м.
Самые короткие взлетные дорожки
Общепризнанными считаются аэропорты Хуанчо на Малых Антильских островах (397 м) и Инком в Айдахо (122 м). Первый предназначен для коммерческих рейсов, а второй принадлежит семейному бизнесу и служит для местных перевозок. В основном на нем базируется малая авиация общего назначения, включая небольшие летательные аппараты и вертолеты.
Для таких самолетов, как Cessna 172, Федеральное управление гражданской авиации требует, чтобы минимальная длина ВПП составляла 300 футов (92 м) на уровне моря. Для взлетно-посадочных площадок аэродромов, расположенных выше ФАУ, рекомендуется увеличивать протяженность из расчета 0,03 x превышение над уровнем океана в футах, для получения минимально допустимой взлетной дистанции на этой высоте.
Интересные факты
Гибралтар имеет одну из самых необычных площадок для взлета в мире, так как она пересекает основную улицу города. Когда авиалайнеры садятся или взлетают, движение транспорта приостанавливается.
Еще несколько любопытных сведений:
- На аэродромах в Гисборне (Новая Зеландия) и Дземги (РФ) полосы пересекают железнодорожные рельсы с оборудованными переездами.
- В шотландском городе Барра в период, когда вода отступает, приземление проводится прямо на пляже. На пляжном песке есть специальные указатели, предупреждающие жителей о приближении воздушного судна. Аэродромная работа прекращается во время прилива из-за затопления территории.
- На португальском острове Мадейра ВПП находится на эстакаде, под которой проходит автомобильная трасса.
Подведем итоги
В этом обзоре была представлены краткая информация о некоторых характеристиках взлетных полос в аэропортах, не претендующая на полноценный курс, но способная ответить на некоторые вопросы непрофессионального уровня.
Расширить объем своих знаний, совершить пробные полеты и парашютные прыжки в тандеме с инструктором и без него можно, обратившись в компанию «Полетомания». К вашим услугам современная и комфортабельная Cessna или Skyranger, на которых можно совершить аэроэкскурсии, также предоставляется возможность полетать на легкомоторных самолетах или вертолете Робинсон и многое другое. Для этого достаточно заказать на сайте компании подарочный сертификат по доступной цене в Москве.
Вопрос-ответ
Зачем на взлетной полосе рисуют линии и номера?
Они необходимы для обеспечения безопасности и навигации авиалайнеров в процессе взлетно-посадочных операций и облегченной ориентации наземного транспорта. Это особенно важно в условиях плохой видимости или ночного времени. Продольными линиями обозначаются кромки и центральная ось, а количество полосок на «зебре» помогает получить визуальные данные о ширине ВПП. Перпендикулярные линейные знаки отмечают торец и концевой ограничитель с желтыми шевронами.
Цифровыми символами обозначают значение угла между направлением на север и центральной осевой линией.
Какая длина у взлетной полосы?
Этот параметр может существенно варьироваться в зависимости от множества факторов, включая класс аэровокзала, максимальный вес и скорость отрыва и захода летательного аппарата, климатические условия, географические особенности и другие факторы. Обычно коммерческие площадки для взлета имеют протяженность от сотен метров до нескольких километров.
Большинство средних по размеру пассажирских авиагаваней оборудованы дорожками от 2000 до 3500 метров, в то время как в международных аэропортах эти характеристики превышать 4000 м.
На что ориентируется пилот при посадке?
Основное, на что обращает внимание летчик при приземлении, это:
- Приборы воздушного судна – высотомер, спидометр, авиагоризонт и т.д.
- Аудиосигналы и команды диспетчера.
- Визуальные ориентиры на земле и маркеры на посадочной полосе позволяют получить данные об остановочных, направляющих, ограничивающих линия, участков быстрого схода, глиссадных и вспомогательных светосигналах и маяках и т.д.