Предлагаем вашему вниманию ТОП самых длинных взлетных полос мира, России и Европы — ВПП, которые являются гордостью больших аэропортов, полетных центров, небольших высокогорных площадок.
Общее представление
Протяженные взлетно-посадочные площадки имеют несколько ключевых преимуществ:
- Предоставляют возможность для маневров в случае нештатных или аварийных ситуаций, таких как отказ двигателя, поломка шасси или т.д. У пилотов появляется запас времени до достижения рубежа принятия решения и выполнения необходимых действий для обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.
- Могут принимать крупные широкофюзеляжные и дальнемагистральные авиалайнеры, требующие большей протяженности из-за своего размера, площади крыльев и веса.
- Позволяют взлетать и садиться при сильном ветре, турбулентности, наличии обледенения и при плохой видимости.
- Авиалайнеры используют меньше топлива при взлете, что увеличивает дальность полета, снижает накладные расходы и обеспечивает выполнение более длительных рейсов.
- Расширяют функциональные возможности воздушной гавани, привлекающей больше авиакомпаний и пассажиров.
Эти преимущества делают большеразмерные ВПП ключевым элементом аэродромной инфраструктуры, особенно для крупных международных аэроцентров с высоким пассажиропотоком и интенсивным воздушным движением.
Самые длинные взлетно-посадочные полосы в мире
Так уж сложилось, что наибольшей дистанцией и шириной для проведения испытательных тренировок по взлету и посадке уникальных и перспективных образцов летной техники обладают дорожки, входящие в подчинение летно-испытательных комплексов. Список рекордсменов:
- Солевая поверхность на месте озера Роджерс, включенная в состав Edwards Air Force Base — 11 917х91 м. Она расположена в округе Керн примерно в 160 километрах к северо-востоку от Лос-Анджелеса и в 24 километрах к западу от Ланкастера.
- Город Чамдо (в Тибете, КНР) — 5500 м. Является одним из наиболее высокогорных пассажирских терминалов, с герметичными помещениями из-за содержания кислорода всего 50% от нормы.
- Полоса, относящаяся к летному испытательному центру — 5405 м на 120 м в Раменском/Жуковском.
Камдо-Бамда (Qamdo Bamda)
Один из наиболее высокогорных авиапортов в мире находится в городе Чамдо (Тибетский автономный район Китая). Авиацентр до сих пор держит мировые рекорды по наибольшей удаленности от соседнего городского образования — 136 км и по протяженности полосы — 5500 м. В этой местности отмечается низкая концентрация О2, составляющая всего 50% от нормального парциального давления. В связи с бедной атмосферой двери аэропорта герметичные, здесь есть собственная кислородная станция, а в зале ожидания установлены баллоны с кислородом для предотвращения горной болезни у приезжих.
Географическое расположение: восточная часть гималайского района севернее Мьянмы, высота над морем 4334 метров. Ввод в эксплуатацию аэропорта Камдо-Бамда был завершен в 1978 году, после этого он долго держал пальму первенства по высотности пока не были построены пассажирские терминалы Даоченг Ядин (4411) и Нагу (Nagqu — 4436).
Воздействие разреженности снижает эффективность двигателей работать на форсажных режимах и динамику набегающих потоков, влияющих на подъемную силу. Этим и вызвана необходимость создавать протяженные площадки для взлета и посадки лайнеров в относительно небольших аэровокзалах.
Международный аэропорт Жуковский
Располагает дорожкой, ранее относившейся к летному испытательному центру ЦАГИ длиной 5405 м на 120 м, которая является самой длинной взлетно-посадочной полосой и занимает первое место по протяженности в России и Европе, третье – на планете. Она не имеет ограничений и может принимать авиатранспорт любого тоннажа и габаритов.
Жуковский входил в московский авиационный узел, однако в 2016 он получил статус регионального, что дало повод Росавиации снять ограничение на число российских авиакомпаний, задействованных на зарубежных направлениях, которое применяется к московскому авиаузлу.
Аэропорт мира Шигадзе
Расположен в Тибетском автономном районе на высоте 3783 м. Аэровокзал имеет ВПП протяженностью пять тысяч и шириной шестьдесят метров. Поселок Цзяндан, где он локализован, связывает дорога и линия электрички в 44 км с городом Самджубдзе. Несмотря на то что строительство было начато 1968, а эксплуатация с 1973 об этом объекте было мало, что известно из-за его военного назначения и вхождения в структуру Тибетского укрепрайона. Однако в 2010 власти Китайской Народной республики сняли завесу секретности с Шигадзе и разрешили его совместное использование вместе с гражданскими авиалиниями. Для этого было построено здание пассажирского терминала площадью 4500 м2, текущий пассажиропоток которого достигает 245000 человек в год.
В 2017 г. была открыта новая взлетно-посадочная полоса длиной около 3000 метров (9840 футов). На ней были замечены БПЛА Guizhou, WZ-7, Soaring Dragon, способные проводить оперативно-тактические разведывательно-ударные миссии.
Ульяновск, Восточный аэропорт
Строительство аэродрома было закончено в конце 1983, как часть инфраструктуры Ульяновского авиационно-промышленного комплекса, производившего «Русланы» и ИЛ-76. Взлетная площадка в пять тысяч на сто пять метров признана одной из крупнейших на планете. К интересному факту можно отнести автодорогу в 13,6 км, соединяющую цеха завода «Авиастара» с главной полосой, что, по сути, определяет ее значение, как рекордсмена среди самых длинных взлетно-посадочных дорожек в мире. Завод и поныне производит Ил-76МД-90А, заправщики Ил-78М-90А, МС-21 и проводит сервисное обслуживание Ан-124.
Разрешительные документы на использование аэроузла для заграничных направлений были получены 1991 г., в них определена пригодность ВПП для приема без ограничений всех типов иностранных и отечественных летательных аппаратов. Интернациональная сертификация была завершена в 1999 г.
С 1994 года аэродромные структуры используются для совместного базирования военно-транспортной авиации 235-го авиационного полка, оснащенного «Русланами», заправщиками и транспортными ИЛами.
Embraer Unidade Gaviao Peixoto Airport
Частный авиацентр расположен недалеко от Гавиан-Пейшото, Сан-Паулу, Бразилия. Он принадлежит и управляется авиастроительным холдингом Embraer и используется для испытаний гражданских, сельскохозяйственных и военных самолетов.
В октябре 2001 года корпорация Эмбраер открыла завод на аэродроме Гавиан-Пейшоту, недалеко от Араракуары, для окончательной сборки лайнеров и испытаний оборудования и технологий. С этой целью компания построила ВПП 02/20 размером 4967 x 45 м, которая является самой длинной взлетной полосой общего пользования в Америке и пятой во всемирном рейтинге. Фактически эксплуатируется только 2975 м, остальное занимает смещенный порог.
Завод производит крылья авиалайнеров Эмбраер 190,195, EMB 314, Super Tucano и Embraer KC-390, ремонтирует Northrop F-5 ВВС Бразилии, а с 2008 года осуществляет окончательную сборку Phenom 100 и Phenom 300.
9 мая 2023 года Saab открыл сборочную линию Saab Gripen E в Унидаде Гавиан Пейшоту. Это первое производственное предприятие Gripen за пределами Швеции, на котором будет произведено не менее 15 из заказанных ВВС Бразилии 36 истребителей. Планируется, что первый Gripen 37, собранный на этом комплексе, будет поставлен в 2025 году.
ЮАР, авиацентр Апингтона
Находится вблизи одноименного города в Северном Кейпе Южно-Африканской Республики на высоте 800 м от уровня океана. Изначальная ориентированность аэродромной инфраструктуры под 747-ые Боинги потребовала строительства протяженной ВПП, достигшей четырех тысяч девятисот метров из-за показателей высотности и экстремальных летних температур.
Все работы проектировались под перспективы приема и отправки Боингов с максимальным взлетным весом и обеспечением топливом для беспосадочных перелетов в Европу, поэтому болей высотный Йоханнесбург (1500м) не подходил для этих планов.
Открытие Апингтона прошло с огромной помпой в 1968 г. Постепенно инфраструктура совершенствовалась, и некогда захудалый городишко превратился в крупный логистический узел, обслуживающий все регионы Африканского континента, расположенные южнее Сахары.
Превращение Апингтона в огромный интернациональный транспортно-логистический хаб завершилось к 2006 году. На текущий момент большое количество ежедневных нерегулярных чартерных авиарейсов отправляются в Европу и Америку с октября по февраль с грузом винограда, ягод, фруктов и овощей. Только за один год через него экспортируется авиатранспортом до миллиона тонн виноградных гроздьев.
США, авиахаб Денвера
DIA — так называют американцы самую вместительную авиагавань Америки, да и всего западного полушария. Раскинувшаяся на территории 136 км/кв, она занимает второе место по размерам и третье – по загруженности во всемирных рейтингах. Ежегодный пассажиропоток составляет более 50 миллионов человек.
Расположение над уровнем моря в 1656 метрах диктует необходимость использовать в этом транспортно-логистическом хабе особо протяженные взлетно-посадочные полосы, одна из которых (16R/34L) достигает длины 4880 метров, что является рекордом для Штатов среди ВПП невоенного назначения. Локализация DIA смещена в сторону Аврора-Сити и поэтому практически все аэродромные службы и отели располагаются в Авроре.
Немного информации о DIA:
- обслуживаются 25 авиакомпаний;
- 215 направлений по прямым местным авиарейсам, а также в Европу и Азию;
- крупнейший работодатель штата Колорадо с 40000 персоналом;
- 376 партнерских компаний.
Авиабаза Эдвардс, США
Находится в пустыне Мохаве в Калифорнии, примерно в 160 километрах к северо-востоку от Лос-Анджелеса. Является одним из крупнейших военно-воздушных аэродромов в мире (1217,29 км2). База играет важную роль в тестировании и разработке военных и экспериментальных летательных аппаратов. В инфраструктуру авиабазы, помимо многочисленных полигонов, входят 19 взлетно-посадочных полос с грунтовым или бетонным покрытием. Отдельные характеристики некоторых из них:
- Наиболее протяженная — 11,92 км. Построена для тестовых посадок прототипа космического челнока «Энтерпрайз», на котором отрабатывались технологии посадочных операций для возвращаемых аппаратов.
- Две из шестнадцати, расположенные на высохшей поверхности озера Розамонд, имеют длину по 6,4 км.
- Три бетонных площадки для взлета и посадки по 4850 х 95 м каждая, грунтовые – по 4000 м.
База обладает обширной инфраструктурой, включая гигантские ВПП, ангары, лаборатории, испытательные участки и другие сооружения, необходимые для проведения тестов и испытаний. Ее использовали при приземлении первых Шаттлов в качестве резервного места посадки.
Подведем итоги
В обзоре мы предоставили читателям информацию о самых больших взлетно-посадочных полосах в различных уголках Земли. Освоение ее просторов, стремительный прогресс авиастроения, желание обеспечить комфорт и безопасность влияет на длину взлетных дорожек, увеличивает их протяженность.
Любителям авиации «Полетомания» предлагает множество вариантов для покорения неба: к вашим услугам комфортабельность Цесн или Скайрейнджеров, авиа-экскурсии. Экстремалы могут совершить прыжок тандемом с парашютом. Каждый желающий может пройти обучение пилотажу легких самолетов или вертолетов Робинсон-класса. Чтобы воспользоваться предложением, достаточно купить на сайте «Полетомания» подарочный сертификат. Позвоните нам или оставьте заявку — небо открыто для вас!
Вопрос-ответ
Что такое ВПП?
Это участок поверхности, подготовленный и оборудованный для безопасного приземления или подъема в воздух воздушных судов по искусственному (гравий, асфальт, железобетон) или грунтовому покрытию. На нем располагается взлетная и посадочная дорожка. В зависимости от класса площадка имеет различную несущую способность, протяженность и ширину, возможность работы при плохой видимости или в темноте благодаря светосигнальной аппаратуре.
Какой длины должна быть взлетная полоса для самолета?
Эти параметры варьируются в широких пределах и зависят от множества сопутствующих факторов, зависящих от типа летательного аппарата, его веса, высоты над уровнем моря и климатических условий. Часто к расчетной длине добавляют для подстраховки дополнительные десятки метров. Для малой авиации эти показатели могут колебаться в пределах нескольких десятков и сотен, тогда как в большинстве средних авиаузлов длина дорожки для посадки находится в диапазоне 2000-3500 м.
Всем ли самолетам необходима длинная взлетно-посадочная полоса?
Нет. Она не нужна для легкомоторных и особых типов воздушных судов с особенностями конструкции, в которых предусмотрены укороченные возможности для взлета и посадки. Самые большие ВПП необходимы для тяжелых широкофюзеляжных лайнеров, грузовых супер-тяжеловозов, а также для высокогорных автоцентров с разряженной атмосферой и экстремальными температурами.