В статье расскажем, можно ли пользоваться телефонами в самолетах и почему пассажиров просят их отключать. Любое мобильное устройство обладает многочисленными функциями и взаимодействуют с сетями при помощи многочисленных протоколов. Исходящие от них сигналы способны если не навредить электронике воздушного судна, то заставить ее работать с ошибками, в результате чего борт перестает быть безопасным. Даже минимальные нарушения характеристик электромагнитного поля, окружающего лайнер, воспринимаются чувствительной техникой в качестве помех. Управлять летательным аппаратом становится сложнее, что повышает риск возникновения аварийной ситуации.
Почему в самолете во время полета нужно выключать телефон
Впервые требование отключать мобильные устройства озвучило Ведомство гражданской авиации Великобритании. Английские ученые провели серию исследований в 1991 году и пришли к выводу, что аппараты способны генерировать фоны и помехи, препятствующие нормальной работе бортового электронного оборудования.
На тот момент смартфонов еще не было, и люди пользовались громоздкими приборами, сильно отличающимися от современных производительных гаджетов. Однако несмотря на трансформацию, их по-прежнему нельзя использовать во время полетов, по крайней мере, без предварительной активации особого авиарежима (он есть в устройствах любых марок — от Apple до Xiaomi).
Компания «Полетомания» приглашает всех желающих полетать на тренажере-симуляторе авиалайнера. Предоставляется возможность сесть за штурвал A320, Ми-8 или Л-39, и для этого не нужна предварительная подготовка и лицензия пилота. Участники в полной мере получат представление о том, как происходит пилотирование, что чувствует человек, находящийся на борту лайнера.
Вред оборудованию
Это одна из главных причин, почему в самолете нельзя пользоваться телефонами и включать мобильные устройства без применения специальных авиационных режимов. Смартфонов на рынке очень много, и каждый год их количество и разнообразие только растет. При этом меняются протоколы соединения, в связи с чем нет четкого понимания, как включенная сеть может отразиться на работе оборудования лайнера. Поэтому на сегодняшний день запрет на пользование смартфонами является подстраховкой от непредвиденных ситуаций во время нахождения в небе – с момента взлета и до посадки. Тем не менее пользоваться устройствами авиапассажиры могут. Допускается просмотр предварительно загруженных фильмов, видеороликов и сериалов, чтение книг.
Опасность для пассажиров
Это следующая причина, почему надо выключать телефон в самолете – о том, насколько необходимо следовать этому правилу и отключать смартфон, указано в инструкции для бортпроводников, так как они несут полную ответственность за безопасность всех людей, находящихся на борту во время полета. Случается, что лайнер попадает в зону турбулентности. Воздушное судно начинает сильно колебаться, тряску ощущают и авиапассажиры. В такой ситуации нужно быть предельно осторожным, так как возникает риск уронить гаджет и разбить его.
Концентрация
Как правило, человек со смартфоном в руках не обращает на происходящие вокруг него события никакого внимания. Он погружается в просмотр видеороликов или предварительно подгруженных лент социальных сетей, вникает в рабочие задачи. Параллельно в салоне могут происходить события, требующие внимания каждого. Речь идет о ситуациях, когда стюарды и стюардессы (или капитан по рации), пытаются донести до людей ту или иную важную информацию, увлеченный гаджетом пассажир может ее просто не услышать. Концентрацию во время нахождения на борту терять нельзя ни при каких обстоятельствах.
Приятная атмосфера
Еще один важный фактор, определяющий, почему в самолете просят выключить телефон или хотя бы отключить прием сигнала. В салоне авиалайнера одновременно находятся десятки лиц, каждый из которых хочет долететь до пункта назначения в полном спокойствии. Посторонние шумы мешают гражданам отдыхать или работать, нередко становясь источником конфликтов.
Авиакомпании стремятся создавать предельно комфортную и расслабленную обстановку на борту с помощью удобных кресел, улыбчивых бортпроводников, вкусных обедов и бесплатных напитков. Пассажирам следует придерживаться принципов взаимного уважения, беречь покой как свой, так и посторонних.
Заработок авиаперевозчиков
Практически все современные мобильные устройства оборудованы специальным авиарежимом, при активации которого аппараты перестают принимать сигналы сети (4G/5G) и теряют большую часть функций, которые не позволяют владельцам выйти в интернет.
Здесь в дело вмешиваются авиакомпании. Например, они предлагаются приобрести абонентский пакет с определенным количеством гигабайт и минут для звонков по не самым демократичным ценам. Людям приходится платить, ведь иногда перелеты длятся долго, вплоть до 10-12 часов, и за это время, бывает, необходимо позвонить, чтобы решить важные вопросы.
Роутеры и хабы размещаются на борту с учетом конструкционных особенностей электроники. Соответственно, они не вызывают никаких помех и могут использоваться без риска возникновения аварийной опасности.
Услуги связи и интернета
Техническая возможность раздачи сетевого подключения на высоте свыше 10 тыс. метров существует. Более того, она активно эксплуатируется перевозчиками, желающими расширить каталог предоставляемых услуг. Предприятия заключают договоры с сотовыми операторами и заранее настраивают все оборудование так, чтобы его наличие не сказывалось на качестве работы бортовой электроники.
За пользование системами с абонентов взимается плата в рамках установленного компанией прайс-листа. Например, «Аэрофлот» предлагает пассажирам такие тарифы:
- Small — 10 мб на 15 мин за $5.
- Medium — 30 мб на 60 мин за $15.
- Large — 100 мб на 180 мин за $40.
- Infinite — 150 мб без ограничений по времени за $50.
Расценки достаточно высоки, однако, пока человек находится в полете, ему может понадобиться связь и возможность подключения к интернету вне зависимости от их заявленной стоимости.
Нужно ли отключать телефон в самолете полностью и зачем существует авиарежим
Авиационный режим — опция, которая есть во всех современных мобильных устройствах без привязки к их техническим характеристикам, модельным линейкам и конкретным производителям. При его активации аппарат перестает воспринимать сигналы:
- Wi-Fi — технология беспроводной локальной сети, сегодня эксплуатируется повсеместно.
- Bluetooth — спецификация, позволяющая, например, пользоваться наушниками без проводных интерфейсов подключения.
- GPS — спутниковая система навигации, считающаяся главным элементом сред геолокации и умных цифровых карт.
- LTE/4G/5G — стандартные каналы коммутации для высокоскоростной передачи данных.
Смартфон в авиарежиме не представляет никакой угрозы для бортовой электроники большого или маленького лайнера.
Обязательно ли надо выключать телефоны в самолете: когда можно их не отключать и использовать по назначению
Уже в 2015 г. множество авиакомпаний отказалось от любых запретов, касающихся эксплуатации смартфонов на бортах. Наибольшую лояльность по отношению к своим пассажирам продемонстрировали европейские перевозчики. Организации российского и американского сегмента авиарынка остаются сторонниками строгих ограничений.
Что будет, если пользоваться гаджетами
В техническом плане — ничего. Современные авиалайнеры оборудованы средствами защиты, поэтому воздушное судно продолжит полет по заданному курсу. Есть вероятность, что никто из членов экипажа не заметит нарушения требований проводников со стороны авиапассажиров, оставивших устройство во включенном состоянии без активации особых авиационных режимов.
Если бортпроводник все же заметит, что человек нарушает запрет, он сделает ему предупреждение. Проигнорировав просьбу, пассажир рискует быть оштрафованным. Также стюард с полным правом может снять нарушителя с рейса – решение зависит от политики и внутренних регламентов конкретного перевозчика.
Интернет на борту
Любые вопросы о том, для чего нужно отключать телефон в самолете во время полета и надо ли выключать его в принципе или достаточно перевести в авиарежим, снимаются, если поставщиком сетевых услуг становится сама авиакорпорация. В этом случае оборудование для раздачи интернета проходит через целую череду проверок. Такая техника не вредит бортовой электронике — сохраняет показатели электромагнитных полей и не вызывает никаких помех.
Первой организацией, сделавшей шаг в рамках представленного направления, стала фирма Airbus. В 2007 году инженеры предприятия разработали систему OnAir, позволяющую людям использовать интернет вне зависимости от того, на каком этапе перелета они находятся (взлет, посадка, снижение, набор высоты и пр.). Затем на рынке появилась еще одна аналогичная структура, получившая название AeroMobile.
Вай-фай в самолете
К сожалению, все перечисленные архитектуры раздачи подключения работают только в роуминге. Предлагаемые тарифные планы отличаются внушительными ценниками, а стоимость тех или иных пакетов часто выражается в долларах. Для россиян тарифы становятся еще более невыгодными из-за колебания валютного курса.
На помощь приходит экосистема Wi-Fi, которая становится все более популярной в кругах современных авиаперевозчиков. Раньше хабы и роутеры функционировали исключительно для пассажиров, приобретающих билеты в бизнес-класс. Сегодня технология получает большую доступность. Особенное развитие в рамках этого направления заметно у дубайского бренда Emirates.
Почему в самолете нельзя сидеть в телефоне и использовать гаджеты марки Samsung
Южнокорейские смартфоны марки «Самсунг» всегда считались премиальными и конкурировали даже с продукцией Apple из Купертино. Так дела обстояли до официального релиза модели Galaxy Note 7. В ее конструкции был заложен критический недостаток, из-за которого устройство могло взорваться при подключении к электрической сети для зарядки.
Специалисты зафиксировали сразу несколько случаев, связанных с детонацией гаджетов Samsung:
- На территории США — взрыв привел к возгоранию автомобиля, который впоследствии сгорел полностью.
- На борту авиалайнера — аппарат начал гореть, в результате чего салон заполнился дымом, введя пассажиров в состояние паники.
Подведем итоги
В статье мы ответили на вопрос, почему в самолете нельзя пользоваться сотовыми телефонами, зачем обязательно выключать смартфон и можно ли ненадолго включать его во время полета. Подобные требования возникли в 1990-х годах прошлого столетия и сохранились до сегодняшних дней. Сейчас они постепенно уходят в небытие, благодаря повсеместному развитию разных отраслей и направлений авиастроения. Современные лайнеры не отличаются чувствительностью к небольшим помехам от смартфонов. Вполне возможно, что через 10-15 лет о таких запретах люди забудут полностью вне зависимости от страны проживания и авиакомпании.
Вопросы и ответы
Что делать с телефоном в самолете?
Здесь все зависит от внутренней политики авиаперевозчика и списка требований, которые он предъявляет к пассажирам. Большая часть российских компаний предлагает переводить аппараты в авиарежимы только в достаточно критичные моменты взлета и посадки. Все остальное время пользоваться гаджетом можно свободно, без ограничений на подключение к сетям.
Как работают мобильные гаджеты в авиалайнерах, какие функции доступны?
Специализированный авиационный режим перекрывает доступ к любым опциям, касающимся процесса приема сигналов. В полную деактивацию уйдут внутренние инструменты, связанные с технологиями 4G/5G/LTE, а также Bluetooth, GPS и так далее. Остальной функционал останется прежним — допускается смотреть заранее загруженные видео, работать или, например, читать электронные книги.
Что будет, если не переводить телефон в режим полета в самолете?
В техническом плане — ничего. Однако могут появиться проблемы иного характера — если нарушение заметят члены команды (стюарды и стюардессы). Они сначала попросят выполнить положенное требование, а затем сделают человеку официальное предупреждение. Если тот не послушает, дело грозит обернуться высадкой с рейса или наложением полноформатного штрафа.