АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Виды самолетов: все о том, какие бывают, названия и фото

В авиастроении есть огромное количество вариаций авиасудов. Тем, кто хочет больше узнать об этой отрасли техники, полезной будет информация о том, какие бывают виды, типы и модели самолетов, фото и их названия, ведь все они от разных стран, с различными параметрами, скоростями и другими характеристиками. При изучении стоит узнать основы классификации, что позволит разбираться в принадлежности судна, для чего оно используется. 

Наименования

Названий достаточно много, поэтому при определении принадлежности конкретной модели следует обращать внимание на производителей. Затем необходимо добавить приставку классификации по назначению, потом непосредственно номер, присвоенный в зависимости от модельного ряда. aquila.jpg

Среди иностранных компаний, занимающихся сейчас производством авиатехники, и уже упраздненных: 

  • Немецкие: Heinkel, Junkers, Messerschmitt;

  • В Великобритании известны: British Aerospace и Aircraft;

  • В Америке: McDonnell Douglas, Boeing;

  • Во Франции: Aerospatiale;

  • совместная разработка Евросоюза: Airbus. 

В СССР и странах постсоветского пространства было больше производителей, названия сокращены от фамилии главного конструктора: 

  • Ан — конструкторское бюро под руководством О.К. Антонова, базируется в г. Киеве, Украина с 1952 года;

  • Ил — «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» с центром в Москве;

  • Ла — предприятие Им. С.А. Лавочкина на сегодняшний день уже не выпускает авиатехнику, вместо нее производятся космические аппараты и разгонные блоки; 

  • ЛаГГ — разрабатывались для противостояния превосходившим по силам немецким «мессерам» в 1942 году группой конструкторов: Лавочкиным, Горбуновым и Гудковым;. 

  • Ли — были советской адаптацией американских Douglas DC-3, выпущенных под руководством Лисунова Б.П.;

  • МиГ — российская авиастроительная компания полного цикла, изготовляющая современную авиатехнику, осуществляющая ее ремонт, занимающаяся разработкой сверхновых серий беспилотных и пилотных ЛА, впервые в истории появилась как научно-техническою бюро Микояна А., с заместителем Гуревичем М.И.; 

  • Су — самолеты выпускались под руководством Павла Сухого, первая «сушка» совершила полет в 1937, работа над новейшей летательной техникой пятого и шестого поколения идет до сих пор;

  • Ту — предприятие создано в 1922 А. Н. Туполевым, теперь обеспечивает полное производство — от разработки, создания деталей, сборки, до ремонта и модернизации; 

  • Як — группа легкой авиации во главе с А. С. Яковлевым в 1934 была выделена в отдельную единицу для проектирования, готовую противостоять немецким и американским машинам, изначально серии имели название «И», работает до сих пор над проектами ЯК-130, Як-152 и пассажирским МС-21. 

Это только основные производители, которые имеют признанные и запущенные в серию модели летательной техники, есть и совсем небольшие компании, выпустившие ряд частных летательных аппаратов. 

Какие бывают разновидности самолетов, как их классифицируют

Наименования могут рассказать многое о том, когда, кем и в какой степени разрабатывался, строился, модернизировался и применялся. Однако для углубленного изучения следует знать классификацию, которая поведает еще больше интересной информации: 

  • назначение, для чего используются в какой сфере;

  • скоростные параметры;

  • количество и тип двигателей;

  • какие установлены шасси;

  • масса;

  • сколько крыльев;

  • размер фюзеляжа;

  • вид управления;

  • взлет (вертикальный, с тормозов, с разбега, со специальным оборудованием). 

В зависимости от этих параметров можно вникать в подробное строение самолетов. Однако большинство критериев используют конструкторы, статисты, аналитики и другие специалисты узких областей. Для обывателей чаще бывает интересна информация классификации в зависимости от сферы использования. 

По назначению

Самая распространенный вид дифференциации. Имеет две крупные группы: военные и гражданские. Каждая из них делится на небольшие подгруппы. Например, для военного применения:

  • для бомбардировки наземных объектов;

  • перехвата бомбардировщиков и ракет;

  • истребители — для захвата воздушного пространства;

  • штурмовики — атака с воздуха в помощь войскам;

  • военные транспортники — доставка техники, солдат;

  • истребители-бомбардировщики — совмещают сразу два класса;

  • разведчики. 

На некоторых из них остановимся подробнее ниже. Среди гражданских стоит выделить:

  • для пассажиров;

  • сельскохозяйственных нужд;

  • транспортники;

  • доставка почтовых отправлений;

  • экспериментальные и др.

С этими видами по назначению вопросов не возникает, они используются для перевозки пассажиров, обработки полей, транспортировки грузов, почтовых отправлений, применяются в иных целях в качестве эксперимента (для спасательных операций, ведения журналистских съемок, перевозки животных и др.). 

Военные самолеты

Самая крупная группа, которая представляет основную боевую мощь при любых действиях. Атак с воздуха боялись во времена Первой и Второй мировых войн, и даже сейчас, несмотря на развитие ПВО, воздушные налеты внушают страх, ужас и уважение. Они используются для переброски солдат и техники, бомбардировки наземных и морских сил противника, уничтожения авиасудов, разведки и других целей. Это самая интересная часть истории.

Бомбардировщики

Northrop B-2 Spirit.jpgЭти самолеты уничтожают цели, расположенные на земле. Для этого используется сброс взрывных боеприпасов на объект. Раньше они были достаточно медлительными из-за большого веса бомб и малой мощности моторов времен ВОВ. Сейчас есть сверхзвуковые модели, например, «Белый лебедь» Ту-160, способные преодолевать звуковой барьер, даже с ядерным боеприпасом на борту. Кроме него, из современных стоит отметить Су-24М и Су-34. 

В годы ВМВ популярным фронтовым бомбардировщиком был Пе-2. Первым, поступившим на фронт в ПМВ, был «Илья Муромец» И. Сикорского, позже используемый в гражданском авиасообщении. 

Среди иностранных моделей современного производства можно отметить:

  • Northrop B-2 Spirit, отличается малыми габаритами и плохой видимостью с земли;

  • XB-70 Valkyrie — сверхзвуковой высотный самолет, высота подъема делала его недостижимым для ПВО 60-70-хх годов;

  • Rockwell B-1 Lancer — создавался для аналогичных целей, и долго был неуязвим для техники противника. 

Если говорить про годы ВОВ, то из иностранных надо обратить внимание на немецкий Heinkel He 111 и американский Martin B-10. 

Для уничтожения бомбардировщиков были созданы специальные модели самолетов — Перехватчики. На них устанавливается мощное радиолокационное оборудование, способное за несколько сотен километров обнаружить боевые машины и ракеты противников. Советские: 

  • Су-15;

  • Су-9;

  • Ту-128;

  • Як-28;

  • МиГ-25 (был украден предателем, его перегнали в США с целью создания аналогичного, поэтому экстренно был снят с вооружения и производства). 

Современный МиГ-31, способен уничтожать выпущенные ракеты, используется не только в качестве атакующей, но и защитной техники. Среди известных американских перехватчиков F-16 и Grumman F-14, японский Mitsubishi F-2 и британский Panavia Tornado ADV. 

Истребители

lagg-3.jpgОни предназначены для ведения боев с авиатехникой противника, уничтожения объектов, находящихся в небе, завоевания воздушного пространства. В военное время со стороны СССР 1939-1945 отличились:

  • ЛаГГ-3;

  • МиГ-3;

  • И-153;

  • Як-1. 

Их главными соперниками стали немецкие модели Bf.109 и 110, Fw 190, Мессершмитты с реактивными двигателями 262 и 163 Komet, также прозванный в Германии «Народный истребитель» He 162 Volksjager. 

Более поздние советские МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 до сегодня используются вооруженными силами. Однако основной военно-технической базой современного ВВС России являются истребители 4++ Су-35 и Миг-35. Совсем недавно прошли испытания полноценного 5 поколения Су-75 и ПАК ФА Т-50, и в октябре 2021 было заявлено о первых полетах 6-го — полностью беспилотной гиперзвуковой машины, созданной на базе Су-57. Именно отсутствие пилота делает модель инновационной в сфере воздушной техники, пока название и характеристики военные держат в тайне. 

За границей главными соперниками могут стать американские Boeing F-22 и 35 (5-класс), и 4++ F-4 и F-15 Eagle. 

Истребители-бомбардировщики

yzk-9.jpgОни совмещают в себе способности атаки как по воздушным, так и по наземным целям. К слову, этим же отличаются самолеты 5-го и 6-го поколений, рассмотренные выше, поэтому их можно смело относить в эту категорию, хотя документально они числятся исключительно как истребители. 

Первым универсалом ВОВ, можно считать «Мессеры» 262 и De Havilland Mosquito, в противовес которым в СССР был выпущен Як-9. Среди современных на вооружении в России стоят МиГ-23Б, Су-17М, МиГ-27, по ТТХ (тактико-техническим характеристикам) превосходящие машины ВВС США F-105, которым давно пора пройти модернизацию. 

Штурмовики

Главная задача — прикрывать наземные войска с воздуха. Во Вторую мировую войну эти функции осуществляли Ил-2 и Ил-10 со стороны СССР, а противники использовали Hs 129 и Ju 87. Сейчас в России для этих целей есть Су-25, а на вооружении в Америке F/A-18, A-10. 

Военно-транспортные аппараты

C-130s.jpgИспользуются для транспортировки военной техники, оборудования, других грузов, а также личного состава в заданные точки. Они имеют усиленные шасси, что дает возможность посадить их в местности, не приспособленной для таких задач. Например, на грунт или заснеженные участки. 

Среди американских стратегических транспортников следует отметить С-130, С-17, С-160. В Российской армии на вооружении стоит Ил-78, Ан-26, Ан-32. В Европе пользуются собственным аналогом Airbus CN-235.

Гражданская авиация

В мире существует огромное количество пассажирских самолетов, летающих во все точки земного шара. У них тоже есть свои классификации и категории, рассмотрим подробнее их особенности. 

Широкофюзеляжные

Главное их отличие — увеличенный фюзеляж, диаметр корпуса. За счет него увеличивается количество кресел, организован двойной проход между ними. В ряду располагается от 6 до 10 мест, а d-корпуса составляет около 7 м. Длина может превышать 70 м. Самый большой самолет такого класса вмещает на борту до 853 пассажиров. 

Первопроходцем широкофюзеляжный гражданской авиации стал прославленный Boeing 747, затем различные модели Аэробусов: А380, А300, А310, А330 и другие. 

Узкофюзеляжные

Здесь сиденья будут расположены по бокам от одного прохода, диаметр фюзеляжа составит от 4 до 6 м, по длине также не будет рекордов, в среднем 30-50 метров. В одном ряду могут сидеть 4-6 пассажиров. Максимальная пассажировместимость 295 человек. 

Исторически первыми моделями были американские Boeing 737 Classic и McDonnell-Douglas MD-80, а также европейский Airbus A320. Они были рассчитаны на небольшую дальность полета, для тихоокеанских и атлантических перелетов используют B737 MAX и A320neo. 

Региональные и местные

Небольшие авиасуда, которые способны вмещать до 100 пассажиров. Они обычно используются для перелетов внутри одной маленькой страны или региона большой, отсюда название их классификации. В местной ограничение по пассажировместимости еще более строгое, обычно до 20 человек, а дальность полета не превышает 700-1000 км. 

В эту категорию следует добавить еще бизнес-джеты. Это так называемые частные самолеты, которые используются для обучения, в сфере индивидуальной аренды, как развлечение для туристов. Чаще всего они рассчитаны всего на 2-3 человек, во главе с пилотом. Среди них:

  • советские Як-52, Як 18Т;

  • немецкий Sport Cruizer/Zodiach CH650, AQULIA A 210, Dornier Do 27;

  • американский CESSNA 140/150/172/182, BEECHCRAFT/Piper Cherokee;

  • итальянский Tecnam 2002p Sierra;

  • чешский Zlin 142 и другие. 

Их отличие в том, что они легкие, маневренные, недорогие в обслуживании. Поэтому за небольшую плату можно не только увидеть достопримечательности с воздуха, но и научиться пилотировать. 

На некоторых из них можно покататься, приобретя сертификат в «Полетомании».

«Боинг»

DSC01990.jpg

Американская компания начала свою историю в 1916 году. Среди модельного ряда гражданские суда и несколько военно-транспортных самолетов. В мире широко известны Боинги 737, 747, 777, 787. Самым массовым является первый — 737, он был построен в 1968. Из последних выпущенных моделей 787 — 2009 и 747-8 — 2010 г. 


Купить полет на авиатренажере Boeing-737

купить пм.png

«Аэробус»

Несмотря на популярность Боингов, которую они приобрели за массовость и надежность, у них есть и более молодые конкуренты. В ЕС решили сделать собственные современные воздушные суда при совместной разработке конструкторских бюро стран участниц союза. Главный офис Airbus разместился во Франции, однако заводы по изготовлению комплектующих, сборке располагаются по всему Евросоюзу. 

Первый самолет А300 был выпущен в 1972 году, широкофюзеляжный, двухмоторный. Европейцы решили не искать легких путей и начали с крупногабаритного судна. В 1988 вышла еще одна историческая машина А320, на ней впервые установили электродистанционное управление. Самым большим в мире является А380, современный, 2005 года выпуска. A350 XWB как главный конкурент Боинга 787, более экономичен, поэтому многие страны сейчас меняют авиапарки на выгодные европейские модели. 

Советские пассажирские самолеты

В СССР тоже не отставали от мировых производителей, запуская вполне достойные суда на несколько лет раньше по заказу «Аэрофлота». В 1955 вышел реактивный представитель Ту-104, а в 1972 Ту-154, который стал самым популярным. Были на счету советских конструкторов гражданские авиасуда, которые смогли преодолеть первыми звуковой барьер — это Ту-144, рекорд скорости в 2 500 км/ч до сих пор не смогли превзойти современные машины для пассажирских перелетов. 

Кроме Туполевых, использовались еще Ил, Як и Ан, но они не смогли порадовать историю революционными характеристиками. 

Авиалайнеры других стран мира

Concorde.jpg

В остальных государствах конструкторы тоже не сидели сложа руки. Среди самых известных и исторических:

  • De Havilland Comet (1949) производства Британии, стал первым реактивным пассажирским судном;

  • Concorde (1969) Французско-Британская разработка, известен как второй сверхзвуковой авиалайнер, но не с такой высокой скоростью, как его советский предшественник. 

Остальные страны не могли похвастаться подобными яркими и массовыми машинами. 


Сведения о типологии авиалайнеров

Помимо назначения, выделяют еще несколько критериев:

  • скоростные (дозвуковые, звуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые);

  • управление (управляемые и беспилотные);

  • конструктивные особенности (аэродинамика, количество крыльев, оперение, устройство фюзеляжа);

  • способ установки и число двигателей (мускульные, паровые, воздушно-реактивные, ракетные, ядерные, электрические, смешанные, поршневые и др.). 

  • и т.д.

Транспортники

Главная их задача — это транспортировка грузов. Оперативная доставка очень важна, поэтому они не теряют актуальность. В Америке и Европе не сильно переживали по поводу того, с каким комфортом будут доставляться контейнеры, поэтому для этих целей переоборудовали пассажирские, которые скажем честно, не были сильно востребованными в гражданской авиации. Это такие как американский Douglas MD-11F м Boeing 747-8F, и несколько Аэробусов ЕС A330-200F, A300-600ST. 

В Советском Союзе более трепетно относились к качеству, поэтому разработкой данного вида авиасудов занималось отдельное проектно-конструкторское бюро им. Антонова, его выпускники стали рекордсменами по грузоподъемности:

  • Ан-22 (до 60 тонн);

  • Ан-124 (до 120);

  • Ан-225 (до 253,8). 

Последний советский представитель до сих пор не смогли превзойти по количеству возможного к транспортировке груза. Из современных российских моделей Ил-112 и Ил-214. 

Сельскохозяйственные 

Эти рабочие самолеты используются в сельском хозяйстве, чтобы обрабатывать большие площади полей пестицидами, удобрениями, иногда для полива или тушения пожаров. В народе их называют «кукурузники», а самые популярные модели: У-2 и Ан-2. 

Подразделение по скорости

Различают всего четыре типа, в зависимости отношения к распределению звука. Дозвуковая, которая меньше 331,46 м/с (1193 км/ч), звуковая — равна этому значению, сверхзвуковая — больше, а гиперзвуковая — значительно его превосходит (6150−12 300 км/ч и более). 

Другие виды классификации

Кроме перечисленных в типологии, есть и менее распространенные, которые используются совсем в узких кругах:

  • по типу шасси (на колесах, гусеницах, лыжные, поплавковые, амфибии);

  • по массе;

  • числу крыльев (монопланы — одно, бипланы — два);

  • по способу отрыва от земли (горизонтально, вертикально, с короткой дистанции). 

Все это важные особенности, которые призваны разделить огромное разнообразие воздушных судов. 

Многообразие видов

Из материала выше видно, что моделей огромное количество. Все они отличаются по своим ТТХ, назначению, сферам использования. В мире тысячи разных авиасудов, которые не получится описать в одной статье. Мы предложили только самые знаковые, которые вошли в историю или использовались массово. Кроме запущенных в производство, есть еще больше проектов, которые были удачными, но так и не получили запуск в серию по различным причинам. 

Теперь вы знаете, какие бывают самолеты, их названия и фото, что все они разные, какой называется штурмовиком, транспортником или бомбардировщиком, их главные исторические представители. Эта информация будет базовой, она позволит лучше разобраться в разнообразном мире воздушной техники, овладеть новыми знаниями, а может и завести хорошее хобби — посещение аэродрома и полеты по небесным просторам. 

20 минут полета на Socata Rallye
7 999 р.
Подарочный сертификат

Другие статьи