Первый региональный пассажирский лайнер, собранный исключительно из российских комплектующих, успешно прошел испытания, состоявшиеся в конце августа 2023 года. Данное обстоятельство открывает новые перспективы для отечественной компании, специализирующейся на разработке и производстве транспортных средств гражданской авиации. Эксперты отмечают, что новая модификация составляет конкуренцию бразильскому Embraer E-Jet Е190 на международном рынке и обладает хорошим потенциалом для дальнейшего развития. В этом обзоре мы расскажем, какими техническими характеристиками — расход топлива в час, скорость при посадке, дальность полета — обладает самолет Сухой Суперджет 100 (SSJ, Sukhoi Superjet).
Общее представление
Многократное моделирование, воспроизводящее набегающие воздушные потоки, позволило лаборантам ЦАГИ добиться оптимальной аэродинамики ССЖ-100. Параллельно тестам проводилась цифровая проработка поведения конструктивных элементов под возникающими нагрузками, благодаря которой стало возможным изготовление совершенных корпусных обводов. Однако основной целью конструкторов являлось удовлетворение потребностей пилотов и пассажиров, что нашло отражение как в интерьере кабины экипажа, так и в салоне лайнера.
К числу преимуществ, отличающих Superjet 100, относят:
-
Функцию полета в автоматическом режиме, позволяющую снизить расход топлива.
-
Усиленные меры безопасности, исключающие совершение случайных ошибок.
-
Сокращение общего числа бортовых блоков на 15% за счет модульной конструкции.
-
Использование современных технологий, обеспечивающих комфорт и надежность эксплуатации.
Стоит также отметить, что компания «Гражданские самолеты Сухого» предоставляет широкий спектр услуг как в процессе, так и после продажи. Речь идет о регулярном сервисном обслуживании, об обучении пилотов и персонала, устранении имеющихся дефектов и предоставлении всей необходимой документации.
История создания
Федеральная правительственная программа, направленная на развитие авиационной промышленности, была анонсирована в 2001-м — и это обстоятельство стало определяющим для ЗАО «ГСС», годом ранее начавшей проработку возможностей выпуска пассажирских моделей ближнего и среднего магистрального типа. Позднее к проекту были привлечены специалисты из АК им. Ильюшина, НПО «Сатурн», а также из компаний Boeing и Snecma.
Разработка
Одним из приоритетов ФЦП стала последовательная замена устаревших и изношенных машин советского производства на современные лайнеры. В качестве первоочередных проектов были заявлены самолеты Ту-324 и Ту-334. В 2003-м состоялось заседание экспертного совета, на рассмотрение которого также были представлены версии регионального типа от «Туполева» (414-й), ЗАО «ГСС» (RRJ-75) и ФГУП «ЭМЗ им. Мясищева» (М-60-70). Победу в конечном итоге одержало КБ Сухого — в том числе, за счет привлечения внебюджетных инвестиций в размере более чем 50% от общей суммы (2,37/3,83 млрд. руб.). Кроме того, наличие в конфигурации комплектующих от зарубежных производителей способствовало ускоренному получению международных сертификатов, необходимых для успешной экспортной торговли.
Дальнейшее развитие проекта вкупе с оценкой рыночной потребности привело к внесению изменений, в первую очередь связанных с количеством мест и дальностью полета в сторону увеличения. Таким образом, самолет Сухой Суперджет из-за своих характеристик не только потеснил Ту-334, но и начал претендовать на позиции Ту-204 и 214, постепенно замещая их в государственных программах. В соответствии с рекомендациями консультирующих специалистов, для базовой версии RRJ-95 была предусмотрена поперечная компоновка с пятью креслами — такая же, как на Boeing 717-200 — тогда как 110-местная версия оказалась идентичной габаритам основной линейки Боингов 717.
Создание образца
Межгосударственный авиационный комитет принял на выдачу сертификата типа весной 2004-го, а менее чем через год в г. Комсомольск-на-Амуре начал работать филиал ЗАО «ГСС» — КнААПО, который впоследствии будет использоваться для сборки не только серийных, но и опытных самолетов. Собирать первую модель RRJ, получившую номер 97002, начали в феврале 2006-го. Спустя без малого 12 месяцев лайнер был перевезен в ЦАГИ в Жуковском с целью проведения статических испытаний. К этому моменту название уже поменялось на SSJ, поскольку чуть ранее Boeing решил выйти из проекта — из-за использования в качестве образца кабины Airbus. Официальная презентация дебютного экземпляра прошла 26 сентября 2007-го.
Тесты и первый полет
Результаты проверочных запусков с отработкой рулежки и пробежки показали, что двигатели SaM146, установленные на SSJ 100 (№ 95001), способны разогнать машину до скорости в 162 км/ч. Тестовый перелет состоялся в мае 2008-го. В декабре в НИИ авиации им. Чаплыгина были проведены ресурсные испытания, а ровно за неделю до нового года самолет под управлением Н. Пушенко и Л. Чикунова провел в воздухе около 2,5 часа, с максимальным набором высоты до 6 км.
У журналистов и сторонних экспертов возможность изучить особенности конфигурации и сделать фото самолета Сухой Суперджет/(SSJ 100, Sukhoi Superjet) появилась только летом 2009-го. Модель была выставлена в рамках традиционного международного авиасалона, проходившего в Ле Бурже. Программный цикл сертификационных испытаний, подтверждающих статическую прочность, завершился в сентябре 2010-го, а спустя полгода (февраль, 2011) МАК официально выдал ЗАО «ГСС» сертификат типа.
Первые поставки
Серийный экземпляр №95007, переданный в эксплуатацию компании «Armavia» (Армения) в апреле 2011-го, был назван в честь Ю.А. Гагарина. Начиная с июня того же года началось исполнение контракта с «Аэрофлотом», рассчитанного на 30 машин. Снятие ограничений по итогам сертификационных испытаний стало возможным благодаря выполнению двух автоматических посадок категории IIIA, в которых использовались разные крыльевые конфигурации.
В 2012-м SSJ-100 получил еще один разрешительный документ, на этот раз — сертификат от EASA (Европейское агентство безопасности гражданской авиации). С этого момента авиакомпании всех стран, ратифицировавших нормы в качестве внутреннего стандарта, получили возможность включения в собственные парки новых самолетов Сухого. Стоит отметить, что проект стал первым в истории отечественным лайнером, отвечающим требованиям сертификации летной годности по классу CS-25.
Вспомогательные эксплуатационные возможности были легализованы комиссией МАК в 2014 году. В рамках дополнений к основному сертификату типа были утверждены:
-
Возможность организации полетов с использованием систем RNAV 1 и P-RNAV для точной зональной навигации.
-
Выполнение автоматической посадки согласно требованиям, установленным категорией CAT III ICAO.
-
Допуск к эксплуатации на узких ВПП, ширина которых не превышает 30 метров, а также к применению вертикальной навигационной функции (VNAV) и взлету с пониженным уровнем двигательной тяги.
Аттестация ESEA, пройденная в конце 2016 г., утвердила возможность использования зарубежными заказчиками модифицированной версии лайнера — SSJ-100 LR (Long Range), рассчитанной на 4500 километров полета. Позднее также были сертифицированы модели с опцией В100 (укороченная взлетная и посадочная полоса), оснащенные двигателями с повышенной тягой SaM146-1S18. При этом пробег по ВПП при максимальной загрузке сократился до расстояния в 1425 метров — благодаря корректировке рабочих режимов авионики и использовании нового подхода в механизации крыльев. Три экземпляра такого типа были переданы в распоряжение компании CityJet.
Сложности
Технические проблемы, возникшие в ходе показательных испытаний в 2012 г., стали основанием для отмены ранее заключенного контракта с концерном Kartika Airlines (Индонезия). Российская корпорация Red Wings временно отказалась от самолетов в 2016-м, однако вернулась к эксплуатации аналогичных моделей спустя четыре года.
В 2019-м, согласно информации, опубликованной корреспондентами РБК со ссылкой на М. Салмани (секретарь Ассоциации иранских авиалиний), возникли затруднения с исполнением договора между ЗАО «ГСС» и рядом авиакомпаний из Ирана. Причина — в задержке разрешения со стороны Минфина США, необходимость получения которого обусловлена долей конструктивных компонентов, превышающей 10%. Впрочем, данное заявление было опровергнуто президентом российского конструкторского бюро А. Рубцовым — по его словам, контракт был заключен на поставку Sukhoi Superjet 100R, в которых указанное значение заметно меньше. Разработчики неоднократно подавали соответствующее заявление в OFAC (Управление по контролю за иностранными активами), однако конкретный ответ со стороны американского ведомства так и не был предоставлен.
В августе того же года продать приобретенные ранее лайнеры решила компания «Interjet» (Мексика), однако в результате проведенных переговоров стороны согласовали продление программы сотрудничества. Стоит отметить, что в период пандемии Covid-19 SSJ-100 были задействованы лишь на нескольких маршрутах, а к концу 2020-го флот и вовсе был продан ввиду прекращения деятельности на фоне неразрешимых финансовых проблем.
Сухой Супер Джет 100: характеристики самолета
В ходе разработки проекта были применены современные технологии, обеспечивающие баланс между эффективностью и комфортом эксплуатации.
Основные конструктивные решения
Базовая компоновочная схема, использованная для постройки, позволяет охарактеризовать модель как низкоплан двухмоторного типа, оснащенный крылом стреловидной формы и однокилевым оперением. Крыльевая конфигурация сверхкритического профиля предусматривает наличие однощелевых закрылков. Элементы механизации и обтекатели изготавливаются из композитных материалов, при этом разработчики изучают возможность оборудования аэродинамическими законцовками как новых, так и уже эксплуатируемых экземпляров.
«Стеклянная» кабина отвечает современным стандартам оформления. Зона рабочего интерфейса предусматривает наличие пяти дисплеев, выполняющих различные функции. Вместо классического штурвала — боковая ручка управления, впервые используемая в конфигурации отечественных серийных самолетов гражданской авиации. Дополнительная безопасность обеспечивается системой алгоритмической защиты, препятствующим контакту между хвостом и покрытием ВПП, благодаря которому стал возможен отказ от классических амортизаторов. В процессе разработки были учтены основные требования к характеристикам, предъявляемые EASA и FAA, а также предусмотрена возможность эксплуатации лайнеров Сухой Суперджет 100 на аэродромах всех трех классов.
Силовая установка
Пара турбовентиляторных двигателей, совместно разработанных инженерами НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma»), обеспечивает уровень тяги до 79 кН. SaM146 поставляются в различных модификациях, гарантируя соответствие базовым требованиям конкретной модели самолета.
Модификации
Помимо базовой версии, существуют также и другие конфигурации, созданные специально с учетом специфики будущей эксплуатации. В линейке представлены бизнес-джеты, лайнеры с укороченным фюзеляжем, административная и чартерная версии, а также иные варианты.
Пассажирский салон
Отсек расположен в среднем сегменте корпуса, между кабиной пилотов и хвостовой частью. Герметичная изоляция от окружающей среды позволяет поддерживать оптимальные кондиции, регулируя уровень температуры, влажности и давления в помещении. Ширина пространства составляет 3,2 метра, высота — 2,1, отдельно взятое посадочное место в поперечнике — 0,465 м.
Вход и выход пассажиров осуществляется через две двери, расположенные с левого борта фюзеляжа — в переднем и заднем концах. Пара служебных дверей предназначена для погрузки продуктов питания: первая размещена непосредственно позади кабины, вторая — перед началом хвоста лайнера. Рядом с кухонными отсеками также находятся две туалетные комнаты.
Летно-технические характеристики
Журналистов и обывателей обычно интересуют фото самолета Супер Джет 100, тогда как интерес экспертов в первую очередь вызывают эксплуатационные параметры. Основные показатели можно представить в виде следующей таблицы:
ЛТХ |
Значение |
Длина (м) |
От 26,4 до 29,9 |
Диаметр (м) |
3,24 |
Размах крыла |
27,8 м |
Вместимость |
От 78 до 98 пассажиров |
Максимальная грузоподъемность |
12,2 т |
Пробег по ВПП |
1,63/2,052 км |
Скорость max |
830 км/ч |
Посадка |
150-220 км/ч |
Расход топлива |
1864 кг/ч |
Емкость багажного отделения |
21,7 м3 |
Экипаж |
Два пилота и два бортпроводника |
Дальность полета
Предельное преодолеваемое расстояние напрямую зависит от используемой конфигурации. Так, базовые экземпляры рассчитаны на перелеты в пределах 3000 км (B), а модели с увеличенной дистанцией — на 4500 км (LR). С целью повышения допустимого показателя конструкция оснащается дополнительными баками для топлива, что обусловило необходимость усиления крыла на фоне возрастающей массы лайнера. Международное разрешение на эксплуатацию обновленных модификаций ССЖ-100 было выдано в 2016 году.
Производство
Согласно отчетности, предоставленной конструкторским бюро, по состоянию на начало 2023 года всего было выпущено 232 экземпляра. Из них 6 — предсерийного типа, включая три образца для статических испытаний; 26 — пребывают на временном хранении, либо проходят летное тестирование; 206 — переданы в эксплуатацию различным авиакомпаниям.
Импортозамещение
Разработка актуальной версии, предлагающей максимальное замещение конструктивных элементов иностранного производства, началась в 2018 году. RRJ-95 NEW-100 оснащается российскими силовыми установками ПД-8, и призван полностью заменить базовую модель 95B после прохождения процедуры сертификации.
Подведем итоги
Характеристики Superjet 100 делают его одним из лучших отечественных самолетов, используемых в гражданской авиации. Перспективы проекта, в рамках которого было принято решение отказаться от иностранных комплектующих, сегодня оцениваются экспертами весьма положительно.
Вопрос-ответ
В чем основные преимущества лайнера Сухой Суперджет?
Эффективность, комфорт и безопасность — основные критерии, обусловливающие востребованность как в России, так и за рубежом.
Какова максимальная дальность полета ССЖ-100?
В зависимости от модификации, предельное расстояние варьируется от трех до четырех с половиной тысяч километров.
На сколько человек рассчитан салон?
Схема определяется исходя из конфигурации. Согласно заявленным техническим характеристикам, SSJ 100 вмещает от 78 до 98 пассажиров.