АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Технические характеристики самолета Сухой Суперджет 100: скорость, дальность полета и фото

100.jpgПервый региональный пассажирский лайнер, собранный исключительно из российских комплектующих, успешно прошел испытания, состоявшиеся в конце августа 2023 года. Данное обстоятельство открывает новые перспективы для отечественной компании, специализирующейся на разработке и производстве транспортных средств гражданской авиации. Эксперты отмечают, что новая модификация составляет конкуренцию бразильскому Embraer E-Jet Е190 на международном рынке и обладает хорошим потенциалом для дальнейшего развития. В этом обзоре мы расскажем, какими техническими характеристиками — расход топлива в час, скорость при посадке, дальность полета — обладает самолет Сухой Суперджет 100 (SSJ, Sukhoi Superjet).


Общее представление

Многократное моделирование, воспроизводящее набегающие воздушные потоки, позволило лаборантам ЦАГИ добиться оптимальной аэродинамики ССЖ-100. Параллельно тестам проводилась цифровая проработка поведения конструктивных элементов под возникающими нагрузками, благодаря которой стало возможным изготовление совершенных корпусных обводов. Однако основной целью конструкторов являлось удовлетворение потребностей пилотов и пассажиров, что нашло отражение как в интерьере кабины экипажа, так и в салоне лайнера.

К числу преимуществ, отличающих Superjet 100, относят:

  • Функцию полета в автоматическом режиме, позволяющую снизить расход топлива.

  • Усиленные меры безопасности, исключающие совершение случайных ошибок.

  • Сокращение общего числа бортовых блоков на 15% за счет модульной конструкции.

  • Использование современных технологий, обеспечивающих комфорт и надежность эксплуатации.

Стоит также отметить, что компания «Гражданские самолеты Сухого» предоставляет широкий спектр услуг как в процессе, так и после продажи. Речь идет о регулярном сервисном обслуживании, об обучении пилотов и персонала, устранении имеющихся дефектов и предоставлении всей необходимой документации.

История создания

Федеральная правительственная программа, направленная на развитие авиационной промышленности, была анонсирована в 2001-м — и это обстоятельство стало определяющим для ЗАО «ГСС», годом ранее начавшей проработку возможностей выпуска пассажирских моделей ближнего и среднего магистрального типа. Позднее к проекту были привлечены специалисты из АК им. Ильюшина, НПО «Сатурн», а также из компаний Boeing и Snecma.

Разработка

jet.jpg Одним из приоритетов ФЦП стала последовательная замена устаревших и изношенных машин советского производства на современные лайнеры. В качестве первоочередных проектов были заявлены самолеты Ту-324 и Ту-334. В 2003-м состоялось заседание экспертного совета, на рассмотрение которого также были представлены версии регионального типа от «Туполева» (414-й), ЗАО «ГСС» (RRJ-75) и ФГУП «ЭМЗ им. Мясищева» (М-60-70). Победу в конечном итоге одержало КБ Сухого — в том числе, за счет привлечения внебюджетных инвестиций в размере более чем 50% от общей суммы (2,37/3,83 млрд. руб.). Кроме того, наличие в конфигурации комплектующих от зарубежных производителей способствовало ускоренному получению международных сертификатов, необходимых для успешной экспортной торговли.

Дальнейшее развитие проекта вкупе с оценкой рыночной потребности привело к внесению изменений, в первую очередь связанных с количеством мест и дальностью полета в сторону увеличения. Таким образом, самолет Сухой Суперджет из-за своих характеристик не только потеснил Ту-334, но и начал претендовать на позиции Ту-204 и 214, постепенно замещая их в государственных программах. В соответствии с рекомендациями консультирующих специалистов, для базовой версии RRJ-95 была предусмотрена поперечная компоновка с пятью креслами — такая же, как на Boeing 717-200 — тогда как 110-местная версия оказалась идентичной габаритам основной линейки Боингов 717.

Создание образца

sbor.jpgМежгосударственный авиационный комитет принял на выдачу сертификата типа весной 2004-го, а менее чем через год в г. Комсомольск-на-Амуре начал работать филиал ЗАО «ГСС» — КнААПО, который впоследствии будет использоваться для сборки не только серийных, но и опытных самолетов. Собирать первую модель RRJ, получившую номер 97002, начали в феврале 2006-го. Спустя без малого 12 месяцев лайнер был перевезен в ЦАГИ в Жуковском с целью проведения статических испытаний. К этому моменту название уже поменялось на SSJ, поскольку чуть ранее Boeing решил выйти из проекта — из-за использования в качестве образца кабины Airbus. Официальная презентация дебютного экземпляра прошла 26 сентября 2007-го.

Тесты и первый полет

Результаты проверочных запусков с отработкой рулежки и пробежки показали, что двигатели SaM146, установленные на SSJ 100 (№ 95001), способны разогнать машину до скорости в 162 км/ч. Тестовый перелет состоялся в мае 2008-го. В декабре в НИИ авиации им. Чаплыгина были проведены ресурсные испытания, а ровно за неделю до нового года самолет под управлением Н. Пушенко и Л. Чикунова провел в воздухе около 2,5 часа, с максимальным набором высоты до 6 км.

У журналистов и сторонних экспертов возможность изучить особенности конфигурации и сделать фото самолета Сухой Суперджет/(SSJ 100, Sukhoi Superjet) появилась только летом 2009-го. Модель была выставлена в рамках традиционного международного авиасалона, проходившего в Ле Бурже. Программный цикл сертификационных испытаний, подтверждающих статическую прочность, завершился в сентябре 2010-го, а спустя полгода (февраль, 2011) МАК официально выдал ЗАО «ГСС» сертификат типа.

Первые поставки

jet100.jpgСерийный экземпляр №95007, переданный в эксплуатацию компании «Armavia» (Армения) в апреле 2011-го, был назван в честь Ю.А. Гагарина. Начиная с июня того же года началось исполнение контракта с «Аэрофлотом», рассчитанного на 30 машин. Снятие ограничений по итогам сертификационных испытаний стало возможным благодаря выполнению двух автоматических посадок категории IIIA, в которых использовались разные крыльевые конфигурации.

В 2012-м SSJ-100 получил еще один разрешительный документ, на этот раз — сертификат от EASA (Европейское агентство безопасности гражданской авиации). С этого момента авиакомпании всех стран, ратифицировавших нормы в качестве внутреннего стандарта, получили возможность включения в собственные парки новых самолетов Сухого. Стоит отметить, что проект стал первым в истории отечественным лайнером, отвечающим требованиям сертификации летной годности по классу CS-25.

Вспомогательные эксплуатационные возможности были легализованы комиссией МАК в 2014 году. В рамках дополнений к основному сертификату типа были утверждены:

  • Возможность организации полетов с использованием систем RNAV 1 и P-RNAV для точной зональной навигации.

  • Выполнение автоматической посадки согласно требованиям, установленным категорией CAT III ICAO.

  • Допуск к эксплуатации на узких ВПП, ширина которых не превышает 30 метров, а также к применению вертикальной навигационной функции (VNAV) и взлету с пониженным уровнем двигательной тяги.

Аттестация ESEA, пройденная в конце 2016 г., утвердила возможность использования зарубежными заказчиками модифицированной версии лайнера — SSJ-100 LR (Long Range), рассчитанной на 4500 километров полета. Позднее также были сертифицированы модели с опцией В100 (укороченная взлетная и посадочная полоса), оснащенные двигателями с повышенной тягой SaM146-1S18. При этом пробег по ВПП при максимальной загрузке сократился до расстояния в 1425 метров — благодаря корректировке рабочих режимов авионики и использовании нового подхода в механизации крыльев. Три экземпляра такого типа были переданы в распоряжение компании CityJet.

Сложности

Технические проблемы, возникшие в ходе показательных испытаний в 2012 г., стали основанием для отмены ранее заключенного контракта с концерном Kartika Airlines (Индонезия). Российская корпорация Red Wings временно отказалась от самолетов в 2016-м, однако вернулась к эксплуатации аналогичных моделей спустя четыре года.

В 2019-м, согласно информации, опубликованной корреспондентами РБК со ссылкой на М. Салмани (секретарь Ассоциации иранских авиалиний), возникли затруднения с исполнением договора между ЗАО «ГСС» и рядом авиакомпаний из Ирана. Причина — в задержке разрешения со стороны Минфина США, необходимость получения которого обусловлена долей конструктивных компонентов, превышающей 10%. Впрочем, данное заявление было опровергнуто президентом российского конструкторского бюро А. Рубцовым — по его словам, контракт был заключен на поставку Sukhoi Superjet 100R, в которых указанное значение заметно меньше. Разработчики неоднократно подавали соответствующее заявление в OFAC (Управление по контролю за иностранными активами), однако конкретный ответ со стороны американского ведомства так и не был предоставлен.

В августе того же года продать приобретенные ранее лайнеры решила компания «Interjet» (Мексика), однако в результате проведенных переговоров стороны согласовали продление программы сотрудничества. Стоит отметить, что в период пандемии Covid-19 SSJ-100 были задействованы лишь на нескольких маршрутах, а к концу 2020-го флот и вовсе был продан ввиду прекращения деятельности на фоне неразрешимых финансовых проблем.

Сухой Супер Джет 100: характеристики самолета

В ходе разработки проекта были применены современные технологии, обеспечивающие баланс между эффективностью и комфортом эксплуатации.

Основные конструктивные решения

kabina-bazovoi-versii.jpgБазовая компоновочная схема, использованная для постройки, позволяет охарактеризовать модель как низкоплан двухмоторного типа, оснащенный крылом стреловидной формы и однокилевым оперением. Крыльевая конфигурация сверхкритического профиля предусматривает наличие однощелевых закрылков. Элементы механизации и обтекатели изготавливаются из композитных материалов, при этом разработчики изучают возможность оборудования аэродинамическими законцовками как новых, так и уже эксплуатируемых экземпляров.

«Стеклянная» кабина отвечает современным стандартам оформления. Зона рабочего интерфейса предусматривает наличие пяти дисплеев, выполняющих различные функции. Вместо классического штурвала — боковая ручка управления, впервые используемая в конфигурации отечественных серийных самолетов гражданской авиации. Дополнительная безопасность обеспечивается системой алгоритмической защиты, препятствующим контакту между хвостом и покрытием ВПП, благодаря которому стал возможен отказ от классических амортизаторов. В процессе разработки были учтены основные требования к характеристикам, предъявляемые EASA и FAA, а также предусмотрена возможность эксплуатации лайнеров Сухой Суперджет 100 на аэродромах всех трех классов.

Силовая установка

Пара турбовентиляторных двигателей, совместно разработанных инженерами НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma»), обеспечивает уровень тяги до 79 кН. SaM146 поставляются в различных модификациях, гарантируя соответствие базовым требованиям конкретной модели самолета.

Модификации

Помимо базовой версии, существуют также и другие конфигурации, созданные специально с учетом специфики будущей эксплуатации. В линейке представлены бизнес-джеты, лайнеры с укороченным фюзеляжем, административная и чартерная версии, а также иные варианты.

Пассажирский салон

salon.jpgОтсек расположен в среднем сегменте корпуса, между кабиной пилотов и хвостовой частью. Герметичная изоляция от окружающей среды позволяет поддерживать оптимальные кондиции, регулируя уровень температуры, влажности и давления в помещении. Ширина пространства составляет 3,2 метра, высота — 2,1, отдельно взятое посадочное место в поперечнике — 0,465 м.

Вход и выход пассажиров осуществляется через две двери, расположенные с левого борта фюзеляжа — в переднем и заднем концах. Пара служебных дверей предназначена для погрузки продуктов питания: первая размещена непосредственно позади кабины, вторая — перед началом хвоста лайнера. Рядом с кухонными отсеками также находятся две туалетные комнаты.

Летно-технические характеристики

Журналистов и обывателей обычно интересуют фото самолета Супер Джет 100, тогда как интерес экспертов в первую очередь вызывают эксплуатационные параметры. Основные показатели можно представить в виде следующей таблицы:

ЛТХ

Значение

Длина (м)

От 26,4 до 29,9

Диаметр (м)

3,24

Размах крыла

27,8 м

Вместимость

От 78 до 98 пассажиров

Максимальная грузоподъемность

12,2 т

Пробег по ВПП

1,63/2,052 км

Скорость max

830 км/ч

Посадка

150-220 км/ч

Расход топлива

1864 кг/ч

Емкость багажного отделения

21,7 м3

Экипаж

Два пилота и два бортпроводника


Дальность полета

Предельное преодолеваемое расстояние напрямую зависит от используемой конфигурации. Так, базовые экземпляры рассчитаны на перелеты в пределах 3000 км (B), а модели с увеличенной дистанцией — на 4500 км (LR). С целью повышения допустимого показателя конструкция оснащается дополнительными баками для топлива, что обусловило необходимость усиления крыла на фоне возрастающей массы лайнера. Международное разрешение на эксплуатацию обновленных модификаций ССЖ-100 было выдано в 2016 году.

Производство

superjet.jpgСогласно отчетности, предоставленной конструкторским бюро, по состоянию на начало 2023 года всего было выпущено 232 экземпляра. Из них 6 — предсерийного типа, включая три образца для статических испытаний; 26 — пребывают на временном хранении, либо проходят летное тестирование; 206 — переданы в эксплуатацию различным авиакомпаниям.




Импортозамещение

Разработка актуальной версии, предлагающей максимальное замещение конструктивных элементов иностранного производства, началась в 2018 году. RRJ-95 NEW-100 оснащается российскими силовыми установками ПД-8, и призван полностью заменить базовую модель 95B после прохождения процедуры сертификации.

Подведем итоги

super.jpgХарактеристики Superjet 100 делают его одним из лучших отечественных самолетов, используемых в гражданской авиации. Перспективы проекта, в рамках которого было принято решение отказаться от иностранных комплектующих, сегодня оцениваются экспертами весьма положительно.




Вопрос-ответ

В чем основные преимущества лайнера Сухой Суперджет?

Эффективность, комфорт и безопасность — основные критерии, обусловливающие востребованность как в России, так и за рубежом.

Какова максимальная дальность полета ССЖ-100?

В зависимости от модификации, предельное расстояние варьируется от трех до четырех с половиной тысяч километров.

На сколько человек рассчитан салон?

Схема определяется исходя из конфигурации. Согласно заявленным техническим характеристикам, SSJ 100 вмещает от 78 до 98 пассажиров.

Полет на авиатренажере самолета Cessna 172 (30 мин.)
3 500 р.
Подарочный сертификат

Другие статьи