Самые быстрые истребители мира — это боевые или разведывательные машины, с легкостью преодолевающие сверхзвуковой порог. Пассажирская авиация на такие подвиги не способна — массивные лайнеры перевозят людей и товары без претензий на невероятную скорость. Конечно, в 2018 году компания Boeing презентовала прототип джета, пересекающего Атлантику за 2,2 часа, но до производства эта модель не доберется в течение нескольких лет. Поэтому для поиска максимально стремительного воздушного судна приходится окунаться в экспертную документацию — рассекреченные военные материалы и свидетельства о научных экспериментах.
Су-27 — 2 876,4 км/ч
Вершина инженерной мысли СССР, появившаяся на свет в декабре 1984 года. Обладает двумя мощнейшими двигательными установками, а также инновационной (на момент запуска производственной линии) системой электродистанционного управления. Аппарат создавался для решения четко поставленной задачи — он должен был превзойти новейшие американские аналоги, такие как F-15 «Eagle».
Главная цель машины заключалась в завоевании превосходства в воздухе, и она с ней справилась отлично. Несмотря на то что «птичка» поднялась в небо порядка 38 лет назад, она до сих пор остается в строю. Ее современные модификации — грозный противник для любого самолета.
Полет на истребителе — это чудо невесомости, экстрима, 5G-перегрузок и фигур высшего пилотажа. Испытать все представленные ощущения на себе сегодня могут даже не самые подготовленные люди. Компания «ПолётоМания» предлагает желающим приобрести сертификат на увлекательное получасовое путешествие по воздушным просторам с разгоном до 700 километров в час, на высоте порядка 3 000 метров. В роли основного элемента будущего приключения выступает судно «Дельфин» — надежный и проверенный борт Л-29, спроектированный в Чехословакии.
General Dynamics F-111 — 3 060 км/ч
Тактический бомбардировщик, достигающий скорости в 2,2 Маха. К сожалению, до нашего времени он не дожил, уйдя на списание в 1998 году. Однако на момент его создания американским специалистам удалось по-своему опередить время. Они подарили устройству отменное боевое оснащение — девять точек внешней подвески для ракет разных классов, узел крепления многоствольной пушки и два бомбовых отсека, расположенных внутри фюзеляжа.
Дополнительным преимуществом конструкции стала изменяемая стреловидность крыла, дарящая пилоту ощутимое преимущество. Аппарат, кстати, на летном жаргоне назывался «Муравьедом».
С какой скоростью летит истребитель: McDonnell Douglas F-15 Eagle — 3 065 км/ч
Максимально успешный всепогодный монстр, до сих пор стоящий на вооружении ВВС США. Увидеть его можно в многочисленных фильмах и сериалах — образ максимально наглядный и узнаваемый. Несмотря на вес в 18 000 кг и отменную степень вооруженности, воздушное судно с легкостью преодолевает порог в 2,4 Маха. Свой первый полет борт совершил в далеком 1976 году, а оставаться в строю он будет вплоть до 2025 г.
Порядка 1 200 таких устройств заокеанские инженеры поставили своим ближайшим союзникам: Японии, Саудовской Аравии и Израилю. Производство машин продолжается и по сей день — это по-настоящему перспективная ветка авиастроения.
МиГ-31 — 3 463,92 км/ч
Советский и российский двухместный сверхзвуковой истребитель, отлично справляющийся с ролью воздушного захватчика. Разгоняется до 2,83 Маха — прекрасный результат, особенно если учитывать то, что модель появилась на свет 40 лет назад. Основное оснащение — две мощнейшие силовые установки, хорошо работающие как на средних, так и на низких высотах.
Дополнительными деталями аппарата стали пассивные и активные радиолокационные системы, позволяющие ему совершать максимально эффективные перехваты воздушных судов противника. Один такой монстр способен контролировать участок фронта с общей протяженностью порядка 900 километров.
XB-70 Valkyrie — 3 672 км/ч
Средняя скорость полета современного военного самолета-истребителя колеблется в районе 3 Махов, и это детище холодной войны не превратилось в исключение. Американский сверхзвуковой бомбардировщик, получивший рабочее название «Валькирия», оснащен шестью (!) двигателями, с легкостью разгоняющими устройство с общим весом до 240 тонн.
При движении на машину действует сила трения, заставляющая отдельные элементы конструкции нагреваться до 340 °C. Впрочем, все нюансы здесь предусмотрены отменно — аппарат предназначен, в том числе и для доставки всевозможных ядерных бомб. Первый борт подобного типа поднялся в небо в далеком 1964 году.
Bell X-2 Star Buster — 3 911,9 км/ч
Экспериментальный модуль, созданный с целью изучения полетных режимов в условии чрезвычайных скоростей. Соответствующие испытания проводились 68 лет назад, а саму программу свернули достаточно быстро (в течение 23 месяцев). Дело в том, что все поставленные исследователями задачи были выполнены с внушительным опережением.
Машина, вместо классических 2 Махов, выдала 3,196 — невероятный результат, о котором впоследствии говорили все авиастроители мира. Правда, пилот с управлением не справился — он сделал резкий маневр и потерял контроль над судном. Все закончилось героической гибелью летчика.
МиГ-25 — 3 916,8 км/ч
Еще одна уникальная советская разработка, появившаяся на свет в 1970 году. Его основная задача заключалась в перехвате вражеских (преимущественно, американских) самолетов, таких как SR-71. Для выполнения соответствующих задач аппарат снабдили высококлассными эксплуатационными характеристиками. Он летал со скоростью 3,2 Маха, и поражал цели на расстоянии в 25 км.
Правда, холодная война закончилась без прямого вооруженного противостояния, так что модулю не удалось сбить ни одного заокеанского собрата. Однако он сумел отлично показать себя в ирано-иракском противостоянии. Удивительно, но столь древнее устройство до сих пор стоит на вооружении многих стран мира. За производственную историю отечественным инженерам удалось выпустить порядка 1 100 машин этого типа.
Lockheed YF-12 — 4 100,4 км/ч
Изначально американские специалисты хотели создать аппарат, который будет развивать скорость до 3,35 Маха. Прототип, ставший основой грядущего SR-71 «Blackbird», получил достаточно слабое оружие — на борту находилось всего лишь три ракеты класса «воздух».
Несмотря на нужные скоростные характеристики, программа испытаний была прекращена, а знаменитый конструктор Кларенс Джонсон стал работать над другой линейкой. Практически все регалии и достижения устройства впоследствии отобрала та самая «Черная Птичка». Однако в истории авиации модель сохранилась — о ней по-прежнему говорят достаточно активно, по крайней мере, в контексте неплохих, но не дошедших до полноформатной реализации задумок.
North American X-15 — 7 274 км/ч
Прямой ответ на вопрос о том, какой истребитель самый быстрый. Лидером практически любых ТОП-списков и рейтингов соответствующего профиля становится представленная американская разработка, предназначенная для изучения гиперзвуковых пилотируемых полетов. Аппарат стартует не с земли, а с борта стратегического бомбардировщика, и сразу же переходит за черту в 6,7 Маха.
Он способен достигнуть высоты в 107 метров — здесь речь идет уже о суборбитальном космическом передвижении. Это экспериментальное устройство, созданное сугубо в научных целях. Приземляется оно, кстати, без дополнительной поддержки — на дно высохшего озера или любую другую аналогичную площадку.
SR-71 Blackbird — 4 102,8 км/ч
Легендарная «Черная Птичка», заставившая советских инженеров подготовить проект и наладить производства не менее именитого МиГ-25. Стратегический сверхзвуковой самолет выполняет, преимущественно, разведывательные функции, совершая невероятно быстрые и достаточно длительные полеты над территориями, принадлежащими потенциальному сопернику. Сухая масса аппарата колеблется в районе 27 т, а еще 50 т нагружается в довесок, исключительно топливом. Благодаря подобной конструкции, модули могли совершать чуть ли не заокеанские перелеты, и успешно возвращаться домой.
Правда, соответствующие способности сыграли с установкой злую шутку. Руководство СССР не потерпело провокаций (посягновение на неприкосновенность воздушных границ), и отдало приказ на уничтожение одного из надоедливых прототипов. В результате подстрекательства прекратились.
Какую скорость развивает реактивный истребитель: Чэнду J-10 — 2,2 маха
Первый китайский аппарат, заявивший о себе в рамках «скоростного» рейтинга авиационных машин. Создан конструкторами бренда Chengdu Aircraft Industry Group, на базе российского мотора Сатурн АЛ-31ФН. Переходит за границу в 2692,8 км/час — невероятный результат, который не остался без международного внимания. Благодаря своим отменным характеристикам, устройство экспортируется и продается вооруженным силам различных стран (правда, под кодовым названием F-10).
МиГ-35 Fulcrum-F
Считается, что эта модель входит в число самых устрашающих истребителей, стоящих на вооружении ВВС Российской Федерации. Проектировщики взяли за основу советский МиГ-29М, и довели его практически до совершенства. На современном авиационном рынке существует две версии крылатого монстра — с обыкновенной и расширенной кабиной соответственно.
Оба поколения оснащаются сдвоенными турбовентиляторными двигательными установками, а также инновационными системами радиолокационного слежения. Максимальная скорость аппарата — 2 400 км/ч. В строй он попал в 2019 году, так что сомневаться в революционности его характеристик не приходится.
Су-35 Flanker-E
Еще один новейший борт, за производство которого отвечают инженеры из России. Правда, большая часть задействованных здесь конструкторских решений была предложена еще в 1980 году. Распад СССР отложил процесс создания машины на несколько десятилетий, несмотря на всю потенциальную перспективность линейки. Сегодня прежние наработки и чертежи перешли в надежные руки. Устройство укомплектовано силовой установкой Сатур 117-С, изначально предназначенной для комплектации баллистических ракет. Благодаря такому двигателю, многотонный монстр с легкостью разгоняется до 2 390 км/ч.
Шэньян J-11
В разговорах о том, какой истребитель самый быстрый, упоминаются преимущественно американские и отечественные разработки. Однако в рейтингах периодически встречаются и конструкции, придуманные специалистами из КНР. Этот аппарат — прямой конкурент Су-27. На вооружении машины стоит мощный турбовентиляторный двигатель FWS-10A TaiHang.
Мотор позволяет устройству достигать невероятных скоростных режимов — до 2,35 Маха включительно. Правда, в его покупке не заинтересована ни одна страна в мире. Перехватчик стоит на вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая, и «переезжать» никуда не планирует.
F-15E Strike Eagle
Заокеанский двухместный стратегический бомбардировщик, основная задача которого заключается в патрулировании воздушного пространства и сопровождении сухопутных военизированных подразделений. Принимал участие в противостоянии на территории Персидского залива — тогда американцы заявили об уничтожении 34 иракских самолетов. Характеризуется отменными эксплуатационными параметрами — мощной двигательной установкой, высококлассной радиолокационной системой обнаружения и массивным вооружением. Разгоняется до 2,5 Маха за считаные секунды.
Модификация МиГ-31 Foxhound
Еще один советский сверхзвуковой перехватчик дальнего действия, появившийся на свет в 1975 году. Его основным преимуществом стали инновационные радары и программно-аппаратные комплексы слежения. Аппарат выполнял разведывательные функции — совершал дальние полеты над территориями потенциального противника.
Кроме того, бортовое вооружение позволяло ему уничтожать воздушные цели одновременно на малых, средних и значительных высотах. Предельная скорость конструкции — 3 Маха. Причем достигается она вне зависимости от погодных условий и климатических или температурных режимов за бортом.
МиГ-25 Foxbat
«Сколько летит истребитель времен СССР, до сих пор остающийся на вооружении ВВС Российской Федерации?» — порядка 3 494 км/ч. Спроектированный в 1960 году агрегат прямо сейчас поставляется вооруженным подразделениям Алжира, Сирии, Ирака, Ливии, Индии и Болгарии.
Технологии создания этого монстра были настолько инновационными, что летчику-дезертиру Виктору Беленко пришлось угнать аппарат в Японию, для передачи модуля потенциальным противникам Советов. За изучение представленной конструкции взялись лучшие умы западных стран — впоследствии инженеры разработали и заменили практически все системы радиолокационного распознавания, переведя их на псевдо-отечественный алгоритм кодирования. Кстати, разгонялось устройство до 2,83 Маха.
Боинг X-37
Однозначный лидер этого рейтинга, достигающий скорости в 30 000 км/ч. Самый экстремальный летательный аппарат, созданный руками специалистов НАСА. Входит в состав Космических сил США под кодовым названием Orbital Test Vehicle. К сожалению, большая часть его эксплуатационных и технических характеристик засекречена, так что говорить о монстре максимально предметно нельзя.
Экспертам известно, что судно с легкостью поднимается на высоту от 200 до 750 километров, в том числе и для выполнения всевозможных разведывательных задач. Суборбитальные полеты даются установке нелегко, однако она способна доставлять небольшие грузы прямо в космос (а также возвращать их обратно).
С какой максимальной скоростью летают истребители: Boeing X-43
Агрегат, разгоняющийся до 11 230 км/ч — на его разработку американским инженерам пришлось потратить $250 млрд. Чтобы составить технические планы и проектов, понадобилось порядка 10 лет, а результат превысил все ожидания. Удивительно, но эта максимально компактная «птичка», относится к классу традиционных современных беспилотников. Она управляется в дистанционном режиме, посредством выделенного командного пункта. Правда, ни о каком практическом применении комплекса речи не идет — он создавался в качестве своеобразной летающей лаборатории, для изучения разнообразных летных параметров.
Orbital Sciences Corporation Х-34
Обладатель рекорда в рейтинге самых быстрых летательных аппаратов в мире. По сути, в оболочку классического самолета поместили ракету, способную не только взлетать, но и садиться. Правда, для его подъема нужно использовать дополнительный модуль, который возьмет разработку «под брюхо». За счет соответствующей, максимально революционной технологии, агрегат разгоняется до 11 000 км/ч.
Его испытания были проведены еще в 2004 году, над водными просторами Тихого океана. Должные параметры мощности и тяги здесь обеспечиваются уникальным твердотопливным двигателем, стоимостью в четверть миллиарда долларов. Скорость истребителя в секунду — порядка трех километров.