Многие люди перед первым полетом нервничают, хотят узнать какой пассажирский самолет самый надежный и безопасный в мире, чем отличаются боинги от аэробусов и других видов, о чем говорит статистика, как часто случаются крушения и т.д. Полетомания подготовила рейтинг лучших моделей, которые заслужили признание пассажиров и инженеров, используются в авиации и обеспечивают максимальную безопасность.
Boeing 777
Открывает ТОП легендарная машина, первый вылет которой состоялся в 1994 году, а уже в следующем она стала лучшей. Данная модель используется для дальних международных перевозок пассажиров, на счету уже более 20 млн часов в воздухе. Всего сейчас в эксплуатации по всему миру находится 748 авиасуден “Три семерки”. Этот авиалайнер за всю историю не потерпел ни одного крушения, но было три случая, в которых погибло несколько человек. В 2014 году Малайзийский боинг сбили при перелете в зоне боевых действий.
Airbus A340
ТОП-рейтинг самых надежных и безопасных самолетов гражданской авиации в мире продолжает этот красавец авиалайнер. Его ввели в эксплуатацию в 1993 году, с тех пор представители данной модели уже успели налетать 13,5 млн часов. Это немногим меньше, чем у лидера нашего списка, но при этом на борту воздушного судна не было зафиксировано ни одной гибели пассажиров.
В истории можно найти несколько неудачных посадок и взлетов, выхода из строя систем навигации и возгораний, но при этом ни одного крушения с массовой гибелью людей не случалось. Однако несмотря на это многие авиакомпании отказываются от услуг самого безопасного авиасудна из-за дорогостоящего обслуживания. Стоимость технического оснащения, которое периодически требует замены, постоянного контроля, варьируется от пары миллионов долларов в год до нескольких десятков.
Airbus A330
До 2008 года это был очень надежный гражданский самолет. Однако после этого его настигла череда катастроф, поэтому сейчас он находится только на третьей строчке. Введен в эксплуатацию аналогично Airbus A340 в 1993-м. На его счету уже 15 млн часов, а за счет более низкой стоимости технического обслуживания, его массово закупают авиапарки мира. Используется не только для дальних международных и межконтинентальных перелетов, но и на средние расстояния.
Boeing 747
Двухпалубный “Джамбо джет” — легенда авиастроения. Первый вылет он совершил в 1969 году и до 2005 считался крупнейшим воздушным судном, пока не появился А380. За все время он провел в небе более 18 млн часов. Относительно надежности, статистика была испорчена в 1985 году, тогда крушение произошло из-за некачественного ремонта технической части. Было еще 17 инцидентов, но в них были виноваты пилоты или погодные условия.
Boeing 737 NG
Специалисты склонны утверждать, что именно эта модель одна из самых удачных в плане безопасности пассажиров. Отчасти из-за этого в международных рейсах участвует более 2600 единиц техники. Впервые поднялся в воздух в 1997-м, более чем за 20 лет случилось 3 авиакатастрофы. Из-за технических неисправностей — ни одной. Поэтому именно его многие считают надежнейшим авиасудном, которое используется в большинстве авиакомпаний мира.
Boeing 767
Этот авиалайнер вышел намного раньше, чем другие самолеты этого рейтинга. Впервые его запустили в начале 80-х гг. Несмотря на то, что модель уже устарела, она успешно продолжает использоваться для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния. Что касается трагических событий, то за более чем 30-ти летний стаж их случилось 15.
Airbus A320
В эксплуатации на данный момент находится больше 3,5 тыс. единиц техники этой модели. Первый запуск состоялся в 1988 году. За это время, как и в предыдущем случае было потеряно 15 машин. Число жертв не достигает 200, при этом несколько аварий случилось на взлете из-за ошибок пилота без жертв. Сгорели в аэропорту еще 3 единицы техники без пассажиров и персонала. Самой трагичной стала история во Французских Альпах. Пилот решил покончить с собой, погубив вместе с собой несколько десятков человеческих жизней.
Boeing 757
Эта модель с известной, но печальной историей. Запустили в серию их в 1982 году, за все время использования в гражданской авиации было 15 трагических инцидентов. Однако всего три произошли из-за поломок. В остальных следствие показало ошибки пилотов и действия третьих лиц. Именно эти суда были захвачены террористами и направлены в башни близнецы 11 сентября. Еще одно значительное событие произошло по вине диспетчера, из-за чего произошло столкновение двух авиасудов в воздухе.
Boeing 737 CFMI
Практически замыкает рейтинг надежность самолета боинг 737 CFMI. Всего за более чем 30-ти летнюю историю было потеряно 170 машин. В катастрофах погибло свыше 3 тысяч человек. Однако говорить о том, что качество не соответствует требованиям, а авиатранспорт не подходит для полетов — нельзя.
Дело в том, что именно эта модель полюбилась террористам. За все время они захватывали ее ровно 110 раз. Ни один авиалайнер не удостаивался таким вниманием от боевиков. В настоящее время используют эти суда для перелетов на небольшие расстояния.
McDonnell-Douglas MD-11
Производство этого американского лайнера началось в 1990 г. и закончилось в 2010 г. Компания начала выпускать усовершенствованные модели, которые его сменили. Его специалисты считали одним из наиболее надежных. Всего произошло 10 аварий, жертвами которых стало менее 200 человек. При этом всего 2 из них по техническим неисправностям, допущенным при плановом обслуживании самолетов. До сих пор в эксплуатации находится 180 воздушных судов.
Ил-86
Среди отечественных представителей железных птиц выделяется этот авиалайнер. Первый в мире широкофюзеляжный аэробус поднялся в воздух в начале 70-х гг. Он мог перевозить рекордное количество пассажиров еще многие годы. Удивительно, что инцидентов, которые могли бы стать трагическими с этим авиасудном было достаточно много, однако за все время было потеряно всего 4 машины. На данный момент не выпускается, программу закрыли в 2011-м.
Ту-154
Одна из популярнейших машин как в России, так и в международных авиакомпаниях. И это несмотря на то, что выпущены они были еще в 60-х годах. Уже давно пора бы заменить их более современными моделями, но высокие летно-технические характеристики, простота и дешевизна обслуживания делают его востребованным самолетом гражданской авиации. За больше чем 60 лет было потеряно 72 судна.
Самые безопасные авиакомпании России
Поднимаясь в небо внутри железной птицы, люди хотят быть уверенными в надежности и качестве обслуживания техники. Ведь по сути компаниям, которые занимаются подготовкой к вылетам — пассажиры доверяют свою жизнь. Поэтому очень важно выбирать надежных поставщиков услуг, способных обеспечить комфорт и безопасный перелет.
В России рейтинг прошлого года позволил выделить ТОП ведущих авиакомпаний:
-
Аэрофлот — безоговорочный лидер был раньше и остается сейчас;
-
Россия — дочерняя компания предводителя ТОПа, этим все сказано;
-
S7 Airlines — выполняет в основном заграничные рейсы;
-
Победа — также одна из дочек лидера, предлагает низкобюджетные перелеты, используют недорогие небольшие лайнеры для перелетов внутри страны;
-
Ural Airlines — Уральские авиалинии есть эконом и бизнес-класс, но за счет маленьких машин требуют высокие цены на транспортировку багажа;
-
Ютэйр — самый большой спектр услуг, что позволяет выбирать билеты по минимальной стоимости для тех, кто путешествует налегке, без проблем перевозит багаж или животных, можно летать в люксах или экономе.
Отдельно стоит отметить авиапарк “Победы”, несмотря на низкую стоимость билетов имеют самый новый авиапарк, хоть недорогих, но современных и качественных авиасудов.
Самые опасные самолеты
Наряду с теми воздушными судами, которые обеспечивают максимальный комфорт и безопасность пассажирам, есть и заслужившие не самую хорошую репутацию. Представленные ниже модели не используются в гражданской авиации развитых стран, а вот беднейшие, несмотря на большое количество трагических случаев продолжает применять их. Поэтому, собираясь в отпуск в Гватемалу или другую не самую богатую страну, стоит быть внимательными при выборе рейса.
-
Ил-76;
-
Airbus A310;
-
DC-9;
-
Boeing 727;
-
McDonnell-Douglas MD-80.
От полетов на этих моделях лучше отказаться и подождать другого варианта. Катастрофы с ними случаются намного чаще, чем с иными.
Самые безопасные места в самолете
Исследования доказали, что шансы выжить есть у тех пассажиров, которые находятся в хвостовой части. При падении сюда приходится наименьшая нагрузка, а значит, и сила удара о воду или землю будет минимальной. При этом стоимость билетов в хвост — ниже, что обусловлено шумом и постоянной ходьбой других пассажиров. Поэтому безопасность в данном случае будет еще и выгодной.
Если распределить данные о выживших, то получится такая статистика:
-
хвост – 68%;
-
крылья – 58%;
-
нос – 45%.
Наглядно видно, что шансы немного больше у тех, кто летит сзади, чем у любителей летать в тишине, в носовой части.
Вопросы и ответы
Рейтинг надежности и безопасности самолетов в мире — не все, что будет интересно узнать о полетах, собираясь в первый рейс. Есть еще несколько любопытных фактов, которые часто интересуют путешественников или просто любителей воздушной техники.
Почему падает авиатранспорт
Причин авиакатастроф огромное множество. Постараемся перечислить самые распространенные и необычные, которые приводят к падению железных птиц:
-
на первом месте стоят ошибки пилотирования, именно из-за них случается больше всего трагедий;
-
наземные службы обслуживания аэропортов также часто допускают погрешности в работе, что становится причиной крушений;
-
несмотря на тщательные проверки техники перед вылетом, непредвиденные поломки бывают;
-
воздушные суда часто становятся целью террористов;
-
военные сбивают не только суда противников, но и гражданские;
-
птицы попавшие в двигатель уже несколько раз становились фактором падения авиалайнеров;
-
само по себе небо тоже не всегда бывает ласковым и гостеприимным (молнии, шторм, турбулентность).
Несмотря на такое огромное количество негативных моментов, авиатранспорт остается самым защищенным в мире. Для примера в авиакатастрофах гибнет от 400 до 1500 человек, в то время как автомобильные ДТП уносят 15-20 тыс. жизней в год.
Какой самый безопасный вид самолета в мире
Выше уже отмечалось, что максимальную надежность имеет Боинг 777. С этим транспортом за всю историю полетов, а это более 20 млн часов, не случилось страшных катастроф. Исключение составляют несколько инцидентов, в которых пострадала пара десятков человек. Среди них:
-
2008 г. Лондон — была совершена жесткая посадка в аэропорту, погибших нет;
-
2011 г. Каир — возгорание в кабине пилотов при взлете, члены экипажа получили ожоги;
-
2013 Сан-Франциско — хвостовой частью была задета дамба, что привело к возгоранию и гибели 3 человек.
Еще один трагический случай — крушение Малайзийского лайнера из-за конфликта в Донецкой Народной Республике. Аэробус был сбит и потерпел крушение, выживших на борту не оказалось.
Почему самолеты летают
Мощные двигатели разгоняют транспортное средство для нужной скорости, чтобы воздух, обтекая конструкцию крыльев, создал подъемную силу. Для посадки применяется обратная тактика. Когда скоростные показатели постепенно сбрасываются, чтобы транспортное средство плавно опускалось на землю.
Кто является лидером по безопасности
Это Boeing 777. Из-за технической составляющей не было ни единой авиакатастрофы. Его системы позволяют исключить и ошибки пилотов. Единственным случаем с жертвами стало событие 2014 года, когда его сбили системой ПВО, по ошибке приняв за военный борт.
Самые опасные места в салоне
Статистика безопасности самолетов — это важно, чтобы выбрать самое надежное авиасудно и отправиться в путешествие со спокойной душой. Однако стоит знать и какие сидения предпочтительнее занять в салоне, а какие оставить свободными. Так, наибольшей опасности подвергаются кресла в передней части. Именно на эту область приходится основная нагрузка, а значит, при падении она первая столкнется с землей и испытает всю силу удара.
Крупнейшая авиакатастрофа
Многие думают, что трагедия 11 сентября была самой масштабной при участии гражданской авиации. Однако в этом случае пострадали те, кто находился вне салона. 27 марта 1977 года в Лос-Родеос, находясь на борту, погибли одновременно 583 пассажира. В тот день террористы взорвали аэропорт на Канарских островах, погибших не было, но аэровокзал было принято решение временно закрыть. Поэтому все рейсы были отправлены в близлежащий — Лос-Родеос.
Огромное скопление техники в ожидании заняли все свободные взлетные полосы, отстойники, и даже рулевые дорожки. Все ждали разрешения на вылет. Когда оно было получено, началась сумятица. Первым должен был вылететь Pan American, но его заблокировал другой — KLM, который еще не получил данных для взлета, и решил заправить полные баки, чтобы без дозаправок добраться до места следования.
В это время на аэродром опустился туман, видимость составляла 100-250 м. Получив разрешение, заблокировавший боинг самолет начал движение к рулевой дорожке. Pan American диспетчер сказал следовать за ним и свернуть на другую взлетную полосу — С4. С учетом плохого английского, которым владел испанский диспетчер, пилоты ошиблись и вместо левого поворота сделали правый. KLM проследовал к взлету, сделал разворот и начал набирать скорость. За 700 метров друг от друга, пилоты увидели опасность и попытались разойтись. KLM начал резкий взлет, но не успел. Шасси протаранили корпус американского боинга, через пробоины удалось спастись части пассажиров. Оба транспортных средства загорелись.
В завершение
Теперь вы знаете рейтинг, какие самые надежные и безопасные пассажирские самолеты в мире. К слову, стоит сказать, что именно этот вид транспорта является самым защищенным. Даже в поездах гибнет больше людей, не говоря про ежедневные автомобильные ДТП, чем в комфортабельных авиалайнерах. Поэтому можно без опасений приобретать билеты и отправляться в путешествие со спокойной душой.