Руководство и сотрудники любой авиакомпании хорошо понимают, что воздушное судно всегда должно вылетать по расписанию. Чтобы предотвратить сбои в графике, проводится регулярная проверка самолетов. Большинство пассажиров даже не подозревает, что в подготовке лайнера к вылету задействовано больше людей, чем на нем летит.
Подготовительные мероприятия
Чтобы перелет на авиалайнере прошел успешно, для этого нужно всесторонне подготовиться. Поэтому для масштабной подготовительной работы привлекается немалое количество людей. Сотрудники разделены на несколько служб, таких как:
- Аэродромная.
- Техническая.
- Безопасности.
- Бортового питания.
На каждое отделение возлагаются важные обязанности, невыполнение которых влечет серьезные проблемы в полете.
Аэродромное подразделение
В процессе того, как самолет готовят к вылету, важно провести осмотр взлетной полосы. Этим занимаются специально подготовленные люди. Необходимо, чтобы этот участок аэродрома был чистым и сухим. В зимний период полосу полностью освобождают от снега, а в межсезонье тщательно просушивают. Уборка камней, посторонних предметов также играет немаловажную роль.
Дополнительно в обязанности сотрудников аэродромной службы входит заправка авиалайнера. Его заправляют азотной, кислородной смесями. Также заливается вода, технические жидкости, горючее. Когда заправочные операции завершены, воздушное судно буксируется с места стоянки к взлетной полосе. Необходимость буксировки появляется в том случае, если лайнер не может передвигаться самостоятельно.
Техническое подразделение
В обязанности этой службы входит проведение большей части процедур, входящих в перечень подготовительных мероприятий. В состав бригады включаются только авиационные техники, которые способны четко и оперативно выполнить все работы.
Каждый член команды в ходе подготовки самолета к вылету работает строго по своей специальности. Такие люди отвечают за:
- Снятие и укладку в воздушное судно чехлов.
- Работу бортового оборудования.
- Осмотр фюзеляжа, крыльев, оперения – они проверяются на отсутствие повреждений, незначительных поломок. Если какие-либо дефекты обнаруживаются, то производится немедленный ремонт.
- Проверку, обслуживание шасси, двигателей, дверей, люков.
- Замену материалов, предназначенных для смазывания деталей, жидкостей.
Вместе с техниками осмотром лайнера занимается командир, а также представители СБ (службы безопасности) и другие специалисты, отвечающие за различные аспекты.
Охранное подразделение
Сотрудники службы безопасности несут ответственность за любое происшествие, которое может произойти на борту авиалайнера во время полета. В ее обязанности входит обеспечение надежности оборудования и безопасности пассажиров. Также СБ осуществляет надзор за специалистами, которые проводят предполетный осмотр самолета.
Служба бортового питания
Сегодня даже непродолжительный перелет обязательно сопровождается выдачей пассажирам прохладительных напитков, чая или кофе. Если планируется продолжительный полет, то через специальную дверь представители службы доставляет тележки с разнообразными продуктами питания. Речь идет о горячих обедах, а также других блюдах, которые будут подаваться пассажирам во время перелета.
Подготовка пилотов
Перед вылетом подготовительные мероприятия касаются не только воздушного судна, но и людей, которые будут им управлять. Каждый член экипажа должен пройти ряд последовательных процедур:
- Личный досмотр.
- Медицинский осмотр.
- Регистрацию.
- Изучение особенностей.
- Знакомство членов экипажа.
- Выход к самолету.
Каждый этап имеет особенности, которые в обязательном порядке учитываются техническими специалистами, отвечающими за подготовительные операции.
Личный досмотр
Прежде чем попасть на воздушное судно, каждый человек должен пройти процедуру личного досмотра багажа. Это правило распространяется не только на пилотов, но и на пассажиров. Осмотр, осуществляемый в отношении летного состава, по тщательности не уступает аналогичным действиям, проводимым с пассажирами. Необходимость подобного досмотра возникает, когда состав экипажа, а также бригады бортпроводников периодически меняются.
Медицинский осмотр
Задача медкомиссии при проверке самолета перед вылетом заключается в допуске исключительно здоровых людей к управлению воздушным судном. Пилота не допустят к полету, если в ходе обследования будут выявлены даже незначительные отклонения в здоровье или общем самочувствии. Полноценный отдых также является обязательным условием, при невыполнении которого комиссию летчики не проходят.
Регистрация
Основная часть подобной подготовки идет в специализированном помещении, которое называется брифинг-комната. Экипаж, который поднимется на борт авиалайнера в будущем, должен зарегистрироваться на рейс с применением специализированного терминала. Предполагается также получение полетного задания. Часто этот процесс заключается в простой распечатке заблаговременно заготовленного текста.
Изучение особенностей
Немалый объем времени, выделяемый на подготовку экипажа к полету на пассажирском самолете, уходит на изучение, а также обсуждение и уточнение документов. Предполагается сбор полноценной информации, касающейся нюансов взлетов и приземлений. Дополнительно изучаются метеорологические условия в районах, где располагается аэропорт.
На основе собранных данных принимается решение относительно отказа от вылета или его осуществление в назначенное время. В некоторых случаях взлет откладывается, так как, например, возникает необходимость дождаться более подходящей погоды. Если рейс задерживают, то пассажиров, находящихся в зале ожидания, оповещают об этом. Если какие-либо задержки отсутствуют, то подготовка осуществляется в обыкновенном режиме.
Знакомство экипажа
Командир должен знать людей, с которыми ему предстоит осуществлять вылет, даже если он будет продолжаться не больше пары часов. Знакомство, а также обмен информацией, являются важными этапами предполетной проверки самолета. Коммуникация происходит в помещении для брифинга, благодаря чему удается обеспечить достаточную слаженность в действиях экипажа.
Выход на поле
Пока экипаж выходит на площадку, где расположено воздушное судно, параллельно производится процедура заправки, грузится багаж. Эти процессы контролируются СБ и пилотами. В их обязанности входит наружный осмотр. Командир отвечает за проверку кабины и наиболее важных систем. После этого летный состав меняется. В это же время бортпроводники принимают продуктовые тележки, осматривают салон, санитарные узлы проверяют степень их готовности к приему пассажиров.
Как готовят самолет к полету
Каждый лайнер в обязательном порядке должен пройти процедуру наземного обслуживания. Предполагается выполнение нескольких операций, таких как:
- Прием воздушного судна.
- Подготовка к вылету.
- Выпуск в полет.
Каждый из этих этапов имеет нюансы, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать. Халатность не допускается, так как ее последствиями всегда являются не только финансовые потери, связанные с порчей оборудования, авиационной техники, но и человеческие жертвы, которыми сопровождается любая авиакатастрофа.
Прием авиалайнера
Процедура включает в себя такие действия, как встреча, буксировка воздушного судна, разгрузка багажного отделения. Встречают лайнер путем подачи специализированных визуальных сигналов с площадки стоянки. Дополнительно устанавливаются противооткатные колодки и осуществляется послеполетный осмотр самолета, схожий с аналогичной процедурой, проводимой перед полетом.
Буксировка осуществляется не всегда. Необходимость в ней появляется, когда размеры аэродрома не дают возможность воздушному судну перемещаться, используя собственные двигатели. Также буксиры подгоняются, когда требуется переместить лайнер без участия экипажа. Подобная необходимость нередко возникает, когда требуется произвести техническое обслуживание. Если речь идет о разгрузке воздушного судна, то этот процесс осуществляется с использованием багажных тягачей.
Подготовка к вылету
Когда необходимо провести проверку самолета перед полетом и подготовить его к вылету, то предполагается выполнение нескольких обязательных действий, таких как:
- Обеспечение наземным электропитанием. Когда авиалайнер располагается на месте для стоянки, его чаще подключают к располагающимся на земле источникам энергии. Таким образом, удается сократить нагрузку, приходящуюся на системы воздушного судна.
- Осуществление кондиционирования салона. Чтобы повысить уровень комфорта для людей, находящихся в нем, внутрь накачивают теплый воздух. Такие меры принимаются зимой, а в летнее время нагнетается прохлада.
- Выполнение загрузки и заправки. Для проведения таких операций формируются специальные бригады, которые осматривают и подготавливают самолет к полету – как правило, это сотрудники аэродромной службы. Они используют подъемники и разнообразное тяговое оборудование, специализированный транспорт. Заправка топливом является обязательным действием перед вылетом. Дополнительно заливается пресная вода с использованием автозаправочных машин, туалетные жидкости, загружается на борт питание.
- Осуществление уборки. Ее проведение является обязательным условием. При этом приводится в порядок не только салон, но и кабина авиалайнера. Подразумевается вынос мусора из баков, чистка чехлов сидений, устранение накопившейся пыли, протирка окон с применением влажных тряпок. Дополнительно влажная уборка осуществляется в отношении подлокотников, багажных полок с крышками. Подобные операции могут производить специализированные бригады или бортпроводники.
- Выполнение противообледенительной обработки. Она обязательна, если вылет планируется совершать зимой. Предполагается удаление инея, снега, льда.
Сколько бы подготовительных мероприятий ни пришлось провести, готовят самолет к вылету всегда основательно, так как от этого зависит всеобщая безопасность. Обычно на это уходит 2-3 часа.
Выпуск в полет
Момент разрешения полета также имеет немалое значение. Этот этап включает в себя предполетный осмотр. При этом Оценивается исправность механизмов, которые отвечают за выпуск двигателей. Обязательно производится буксировка до места запуска, с которого будет начинаться разгон лайнера по полосе.
Во внимание принимается, что часто возникают ситуации, когда экипаж не имеет возможности оценить состояние двигателей. Это значит, что при их пуске наблюдение ведут наземные службы. Они должны убедиться, что в области двигателей отсутствуют посторонние предметы, а также люди.
В процессе того, как самолет подготавливают к вылету и затем выпускают в полет, предполагается проведение тщательного анализа функционирования систем и силовых агрегатов. Когда члены экипажа предоставляют доклад об отсутствии каких-либо проблем, наземный персонал отключается от проводной связи с воздушным судном. После этого функционирует только ее визуальный аналог.
Диспетчер руления предоставляет разрешение, затем экипаж дополнительно запрашивает право на взлет путем подачи соответствующего сигнала. Его принимает выпускающий персонал. Ответный жест, обозначающий разрешение на отправление рейса, делают при полном отсутствии каких-либо помех или иных проблем.
Заключение
Пассажирам разрешают подняться на борт только после завершения полноценного цикла предполетных проверок и иных действий, направленных на обеспечение максимальной безопасности и исправности авиалайнера. Когда все обязательные действия выполнены в полном объеме, к лайнеру подкатывается трап, и пассажиры начинают занимать свои места.
На этом этапе проверки самолетов активно работают бортпроводники, которые решают любые проблемы, возникающие в процессе размещения людей в салоне. В их обязанности входит предоставление ответов на любые вопросы, которые могут задать люди, поднимающиеся на борт. Чаще они касаются общей продолжительности полета, качества питания, стабильности функционирования санитарных узлов, удобности сидений и иных моментов, которые чаще волнуют людей, имеющих небольшой опыт перелетов.
Если вы не планируете дальние перелеты, но хотите приятно провести время, совершив воздушную прогулку на небольшом летательном аппарате, купите подарочный сертификат на сайте «Полетомания». Уверены, вам захочется вернуться к нам и повторить увлекательное приключение!
Вопросы и ответы
Кто подготавливает пассажирский лайнер к вылету?
Проверяют самолет огромное количество людей, так как это позволяет свести к минимуму проблемы, которые могут возникнуть в пути. Чтобы предотвратить всевозможные неполадки, задействуется аэродромная, техническая службы, а также подразделения, отвечающие за безопасность и бортовое питание. Немалая ответственность также ложится на пилотов и бортпроводников, которые в обязательном порядке принимают участие в полетной подготовке лайнера.
Какие проверки проводятся в отношении пилотов перед вылетом?
Чтобы летный состав был допущен к управлению воздушным судном в конкретном вылете, ему в обязательном порядке требуется пройти такие проверки, как личный досмотр, медосмотр. Первый предполагает изучение специализированной комиссии, вещей, которые человек, отвечающий за управление лайнером, планирует пронести на борт. Медицинский осмотр также играет немаловажную роль. Если пилот болен, не выспался или имеет какие-либо другие отклонения, связанные со здоровьем или самочувствием, то до конкретного полета его не допускают в целях обеспечения безопасности для других людей, находящихся на борту.
Когда летчиков проверяет полная комиссия?
Обычно это необходимо в ситуациях, когда происходит обжалование или аннулирование результатов, полученных при работе другой медкомиссии, которая осуществляет обязательное освидетельствование перед каждым полетом. Члены экипажа проверяются на соответствие требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья. Если выявляются серьезные нарушения, то пилота могут не просто отстранить от конкретного полета, но и поставить вопрос об увольнении или переводе на другую должность на неопределенный промежуток времени.