АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Первые вертолеты в мире: кто и когда их придумал, история создания

Человек всегда стремился к покорению неба. Еще на заре развития технологий изобретатели ломали головы над сложными конструкциями, которые должны были приблизить их к заветной мечте. Спустя много лет их попытки воспарить над землей все-таки увенчались успехом. И в сегодняшней статье мы поговорим о том, кто придумал и создал первый вертолет в мире, когда появились машины вертикального взлета и посадки.

Истоки вертолетостроения

Далекий предок современных летательных аппаратов был сконструирован в 400-х годах. По сути, это была обычная палка с прикрепленным к ней пропеллером. Чтобы примитивное устройство взлетело, палочку нужно было зафиксировать в ладонях и раскрутить. В результате конструкция поднималась в воздух, однако летала совсем недолго.

В 15 столетии знаменитый да Винчи (у которого была склонность к изобретениям) изобразил на холсте агрегат, отдаленно напоминающий привычные нам варианты. По его замыслу необычная машина должна была подниматься в небо с помощью пропеллерного аналога, запускаемого усилиями человека.

В отличие от художника, который только нарисовал примерное изображение летательного аппарата, Михаилу Ломоносову в 1745 году удалось сконструировать и даже самостоятельно испытать модель. Что примечательно — вполне успешно.

Задаваясь вопросом, кто изобрел 1 вертолет, когда появился его первый прототип, можно перечислить множество талантливых изобретателей. А в Советском Союзе в начале 1900-х технику представили Игорь Сикорский и Борис Юрьев.

Принцип работы

Helicopters .jpegКак и самолетные крылья, лопасти машины вертикального взлета располагаются под углом к плоскости вращения винта. Но по сравнению с самолетом, у которого летательная основа является неподвижной, угловое значение установки лопастных элементов меняется в пределах до 30 градусов.

Вращение происходит с постоянной частотой. Тяга уменьшается или увеличивается в зависимости от винтового шага. Вращение передается от двигателей (одного или двух) посредством трансмиссионной системы и редуктора колонки винта. В это мгновение образуется реактивный момент, закручивающий аппарат в сторону. В противовес ему используется рулевой винт или соосная схема несущих элементов, вращающихся в противоположных направлениях.

Ведущие детали

Construction.pngСовременный вертолет представляет собой довольно сложную конструкцию. К ее основным частям относятся:

  • Фюзеляж. Это корпус, который соединяет все составляющие вместе. А также служит вместилищем для перевозки грузов, пассажиров и, конечно же, самого экипажа.

  • Силовая установка. Сердце машины — двигатели, обеспечивающие энергопитание для вращения винтовых частей.

  • Несущий винт. Позволяет агрегату удерживаться и перемещаться в воздухе.

  • Трансмиссия. Передает мощность от движка к вращающимся элементам.

  • Рулевой винт. Уравновешивает реактивный момент, позволяет управлять полетом.

  • Система управления. Рычаги шаг-газ, педали и проводки к НВ и РВ.

  • Взлетно-посадочные устройства. Служат аппарату опорой во время нахождения на земле. Помогают взлетать, перемещаться и выполнять посадку.

Особенности управления

Пилот управляет машиной (циклическим углом атаки лопастей) с помощью вертикальной ручки. При наклоне от себя/на себя осуществляется угловое движение. Поворот влево/вправо обеспечивает вращение вокруг оси. Для изменения шага несущего винта (подъемной силы агрегата) задействуется рычаг шаг-газ. Смена курса выполняется с помощью педалей.

Плюсы и минусы

Ведущим преимуществом вертолета выступает его уникальная маневренность. Летательный аппарат способен взлетать вертикально, садиться, зависать в воздушном пространстве и перемещаться в воздухе задом. Сесть или подняться с маленькой площадки чуть больше диаметра винтовых элементов для него — не проблема.

Машины вертикального взлета применяются для перевозки грузов на внешней подвеске. Это дает возможность перемещать крупногабаритные материалы и участвовать в монтажных работах.

Из минусов стоит отметить разве что более низкие скоростные характеристики (по сравнению с самолетами), сложность управления и большой расход горючего. Что делает вертолет достаточно дорогим видом транспорта.

Полет на авиатренажере самолета ТУ-154 (60 мин., тариф стандарт, будни)
8 990 р.
Подарочный сертификат

Классификация

Летательные аппараты данного типа принято подразделять на три разновидности: по аэродинамике, грузоподъемности и целевому предназначению. Ниже рассмотрим подробнее каждый из видов.

Схемы машин

Shema.jpegПод ними подразумевается число несущих винтов агрегата и класс контролирующих полет устройств, задействованных для контроля движения. К основным конструкциям относятся:

Одновинтовой

Представлены моделями по аэродинамической схеме, в которых реактив компенсируется посредством РВ, образующего тягу в направлении вращения НВ.

Аппаратами со струйным управлением. Здесь компенсация происходит за счет системы хвостовой балки и реактивного сопла.

Реактивными машинами. Движки у них находятся прямо на лопастных элементах. Поэтому на винтовой вал не задается мощностная нагрузка, как в агрегатах, где двигатели размещаются непосредственно в фюзеляже.

Двухвинтовой

Подразделяются на три подтипа, согласно действующим схемам:

  • продольной;

  • поперечной;

  • соосной.

В первом случае реактив компенсируется с помощью тождественных винтов, которые осуществляют вращение в разные стороны и находятся в противоположных частях корпуса.

Во втором — работа устройства организована аналогичным образом. С разницей в том, что винтовые элементы размещаются на крыльях боковых зон фюзеляжа.

В третьем — компенсация реактивного момента выполняется посредством однотипных вращающихся деталей, располагающихся на одной оси.

Многовинтовой

Представляют собой вертолетные платформы: трехвинтовые, четырехвинтовые. В соответствии с конструктивными особенностями реактив в них компенсируется за счет одинакового числа винтов, которые вращаются в противоположные стороны.

Деление на классы по взлетному весу

Классификация в этом случае подразумевает деление летательных аппаратов по весовым категориям. Все машины вертикального взлета подразделяются на:

  • Сверхлегкие — до 1т.

  • Легкие — от 1 до 4,5 т.

  • Средние — от 4,5 до 13 т.

  • Тяжелые — свыше 13 т.

Подразделение по назначению

Helicopter-pm .jpegПредназначение летной техники также является основой для ее категоризации. Здесь летательные аппараты делятся на:

  • Многоцелевые — выполняющие многочисленные операции в гражданских и военных целях.

  • Пассажирские — созданные для транспортировки пассажиров на малые дистанции.

  • Транспортные, предназначение которых — перевозка грузов.

  • Краны — специализированные модели, участвующие в монтажных работах.

  • Вертолеты-разведчики — эксплуатируемые разведывательными подразделениями.

  • Боевые (подразумевают собственную типизацию).

Вертолетные категории

В этом случае мы рассматриваем разновидности летной техники, используемой в гражданской авиации:

  • А-категория. Если у машины этого вида в момент взлета выходит из строя один из движков, ее технические характеристики дают возможность прервать подъем и спокойно приземлиться на стартовую площадку. При отказе двигателя в полете аппарат также способен совершить безопасную посадку или набрать высоту для выполнения необходимого маневра по предотвращению падения.

  • В-категория. Не относятся к предыдущему типу. Но в случае возникновения проблем с силовой установкой при отрыве от земли летно-технические параметры, опять же, позволяют неисправной машине сесть.

Каждая модель летной техники может иметь сразу два сертификата (А и В).

ICAO-классификация

Выясняя дату изобретения вертолета, в каком году придумали и создали первый агрегат, можно наткнуться на информацию про деление машин на ICAO-классы. Согласно этой градации аппараты делятся на суда легче и тяжелее воздуха.

К первой категории относятся:

  • Бездвигательные: сферический, несферический и привязной аэростаты.

  • Оснащенные движком: жесткий, полужесткий и нежесткий дирижабли.

Во вторую группу входят:

  • Планеры, гидропланеры, воздушные змеи.

  • Самолеты, винтокрылы, орнитоптеры.

FAI-классификация

Еще одно деление летной техники по весовым параметрам, но уже более подробное. Здесь линейка массы выглядит следующим образом:

  • E-1a — до 0,5 т;

  • E-1b — от 0,5 до 1 т;

  • E-1c — от 1 до 1,75 т;

  • E-1d — от 1,75 до 3 т;

  • E-1e — от 3 до 4,5 т;

  • E-1f — от 4,5 до 6 т;

  • E-1g — от 6 до 10 т;

  • E-1h — от 10 до 20 т;

  • E-1j — от 30 до 40 т.

Кто и когда изобрел самый первый в мире вертолет: история создания, идеи машин с вертикальным взлетом

Завершив с техническими характеристиками летательных аппаратов, снова вернемся к рассмотрению истории. Давайте проследим исторический путь, пройденный изобретателями в попытках создать конструкцию, способную поднять их в небо.

Vinchi.jpeg

Геликоптер да Винчи

О нем мы уже упоминали в самом начале. По факту существовал только в виде изображения, на котором великий Леонардо представил необычное устройство с архимедовым винтом, взятым за основу, и прикрепленной к нему платформой. По замыслу художника вращая люльку, люди должны были раскручивать винтовой элемент, тем самым заставляя агрегат взлететь.

Аэродромическая машина Ломоносова

Эту идею обрисовал русский ученый-академик. Он внес предложение по созданию летательного аппарата, предназначенного для исследовательских целей. Что характерно, изобретение Михаила Васильевича во многом похоже на современные модели техники. Однако в тот момент для реализации проекта у него не оказалось возможностей. До наших дней сохранились лишь образные описания автора.

Вертолет на перьевой основе

Оригинальное решение, которое было воплощено на практике французскими испытателями Лонуа и Бьенвеню. В конце 18 столетия они продемонстрировали миру агрегат с двумя винтами, выполненными из птичьих перьев. Где винтовые элементы осуществляли вращение за счет закрученной струны.

Первые научные исследования

Yrjev .jpegКонец 19 века для многих стран ознаменовался эпохой открытий и технологического прорыва. Так, например, наш соотечественник Михаил Рыкачев активно занимался изучением характеристик несущего винта и силы подъема. В результате исследований он пришел к выводу, что подъемная мощность зависит не только от скорости, с которой вращаются лопастные детали. Но и от угла их установки по оси.

Механизм управления несущим винтом

В начале 20 столетия тогда еще будущий академик Борис Юрьев изобрел нестандартную систему контроля движения летательного аппарата — автомат перекоса. Суть предложения заключалась в том, что шаг лопастных деталей в момент вращения должен был подвергаться изменению. И ученый разработал специальное устройство, позволяющее корректировать угол установки лопастей. Данную механику активно используют и в современном вертолетостроении.




В каком году появился первый в мире вертолет, когда изобрели машины с управляемым горизонтальным полетом

На начальном этапе стремительного технического прогресса изобретатели ломали голову над тем, как поднять агрегат в воздух. Чуть позже начали задумываться о возможности контролировать технику во время пребывания в воздушном пространстве.

Berliner.jpegИзобретение Генри Берлинера

Этот американский ученый придумал решение по управлению аппаратом. Его задумка заключалась в том, чтобы прикрепить к боковым частям корпуса судна пару винтовых элементов на поперечной балке. В хвостовой области крепился еще один винт, отклоняющий машину вперед/назад. Однако на практике изобретательская новинка не прижилась. Коптер не отличался хорошей устойчивостью, управлять им было крайне затруднительно.

Летный механизм Георгия Ботезата

Наряду с американцем, собственные разработки вел русский эмигрант. Именно он является создателем известного всем квадрокоптера — четырехвинтового вертолета. Управление устройством осуществлялось за счет контроля шага винтов. Но к сожалению, весовые характеристики летающего корабля не позволили ученом продержаться в отрыве от земли более 2 минут.

Так кто же все-таки был первооткрывателем

Как можно убедиться из материала, представленного выше, определить истинного родоначальника машины вертикального взлета невозможно. Поэтому продолжаем перечислять достижения в этой сфере и рассказывать о ведущих деятелях науки.

Создатель (изобретатель) первого вертолета с автоматом перекоса

Эту механику впервые внедрил аргентинский ученый Рауль Пескар. Собственноручно сконструированный агрегат он представил в 1921 году. Летательный аппарат представлял собой модель с двумя соосными винтовыми элементами, выполняющими вращение в противоположном направлении.

Автожиры

Компактные устройства, оборудованные несущим винтом. В современном вертолетостроении — это сверхлегкие модели. Чаще всего одноместные или двухместные.

Иностранный прототип

Здесь первенство принадлежит испанцу Хуану де ла Сиерва. Он разработал необычный агрегат, одновременно похожий на самолет и вертолет. Источником вдохновения для разработчика послужил трагический случай с крушением аэроплана. Тогда в попытках предупредить последующие падения изобретатель создал схему, по которой летательное судно оснащалось дополнительно несущим винтом.

Советский автожир

В СССР созданием аналогичных машин занимались Камов и Скржинский. Свое детище они именовали как «Красный инженер». Именно эти ученые в процессе конструирования дали категории машин вертикального взлета название — вертолет.

Рекордсмен из ряда «геликоптеров»

Первый официально зафиксированный рекорд в мире установил деятель из Италии — Корредино де Асканио. В далеком 1930 г. он сумел поднять летательный аппарат на высоту 18 м. При этом продержался на нем в воздухе без малого 9 минут, пролетев в общей сложности чуть больше километра.

Прогресс в СССР

Спустя 2 года после рекордных показателей знаменитого итальянца советские авиаконструкторы смогли его превзойти. В 1932 испытатель-ученый Черемухин взлетел на сконструированной отрядом разработчиков машине на 605 метров. В послевоенное время советские инженеры продолжили свои изыскания в вертолетостроении и добились впечатляющих результатов на этом поприще.

Машины Советского Союза

Теперь поговорим немного об отечественных судах. Ведь достижения наших изобретателей в этой сфере действительно превосходят многие мировые аналоги.

История вертолетостроения: когда был изобретен первый вертолет серии Ми

Михаил Миль стал основоположником выпуска целой серии летательных аппаратов вертикального взлета. Ниже коротко опишем преимущества его разработок.

Mi1Ми-1

Модель появилась в конце 1940-х. Это была первая версия серии. Она отличалась меньшим весом, по сравнению с американским аналогом. Отчего летала значительно выше и быстрее. Легендарная машина стала первопроходцем в развитии винтокрылой авиации СССР.



Mi4.jpegМи-4

Военный транспортник, чей первый взлет был проведен в 1953 году. Сжаты период, за который был сконструирован данный представитель летной техники, обуславливалась стремительным прогрессом американских авиастроителей.



Mi10.jpegМи-10

Задумываясь о том, в какой стране изобрели первый вертолет, какое название дали машине, стоит помнить о достижениях советских ученых-инженеров. Именно они в 1060 создали уникальный летающий кран для перевозки крупногабаритных грузов на большие дистанции.



Mi12.jpegМи-12

Даже на сегодняшний день эта модель является крупнейшим летательным аппаратом. Грузоподъемность отечественного гиганта составляет 44 тонны. Однако рекорд установлен на 44205 кг при подъеме на высоту 2255 м.



Mi8.jpegМи-8

Наиболее распространенный агрегат с 1961 г., модельные версии которого выпускаются заводами-авиастроителями до сих пор. Способен поднимать на борт до 36 человек или 4000 кг груза. Конструировался как пассажирский, но нашел применение в военной сфере.



Mi24.jpegМи-24

Военный вертолет, получивший статус «специального» в 1969. Прошел полевые испытания в ряде боевых действий, включая афганские события.




Mi26.jpegМи-26

Еще один гигант от отечественного вертолетостроения. Впервые был выпущен в 1977, не теряет актуальности и на сегодняшний день. Благодаря увеличенному объему топливных баков, способен преодолевать свыше 2000 км без дозаправки.



Исторический полет: когда взлетел первый вертолет Николая Камова

Имя этого конструктора авиатехники получило не меньшую известность. Под его руководством была создана еще одна легендарная серия машин.


Irkutyanin.jpegКа-8 «Иркутянин»

Эта версия появилась в 1947 году. Небольшой одноместный агрегат без кабины отличался способностью приземляться в самых труднодоступных местах. Компактные габариты позволяли сажать его на площадке размером с небольшую комнату.



Ka15.jpegКа-15

Вертолет-разведчик, разработанный в 1953 для военных целей. Тестировался на судах морфлота. Устойчив к штормовому ветру и постоянной качке. Благодаря компактности, идеально подходит для работы на авианосцах.



Ka22.jpegКа-22

Этот летательный аппарат конструировался специально для перевозки баллистических ракет. К сожалению, технические характеристики не оправдали ожиданий разработчиков. После гибели двух экипажей было принято решение о снятии модели с производства.



Ka25.jpegКа-25

Специальная противолодочная машина, которая впервые поднялась в воздух в 1965 году. Нашел применение в боевых целях за счет способности подолгу зависать в воздушном пространстве на одном месте, осуществлять бомбардировки и определять положение подводных лодок противника с помощью гидроакустики.



Ka-26.jpegКа-26

Вертолет-универсал. В зависимости от конфигурации меняет предназначение. Может выполнять спасательные функции, задействоваться при тушении пожаров, работать в качестве крана, грузового или пассажирского судна.




Ka50.jpegКа-50 «Черная акула»

Уникальный военный аппарат. Рассчитан на одного пилота, управление автоматизировано. Обладает непревзойденной устойчивостью и маневренностью. Фюзеляж противостоит пулевым проникновениям даже большого калибра.

Сегодня мы изучили историю изобретения и развития вертолетов, узнали, кто построил первый агрегат и в какой стране. Однако технический прогресс не стоит на месте. Ученые-инженеры разрабатывают новые модели летательной техники, раз за разом превосходя своих предшественников. Ну а тем, кто не занимается разработкой сложных конструкций, но всем сердцем любит небо, мы рекомендуем заглянуть на наш сайт «Полетомания» –  в каталоге предсталены сертификаты, по которым можно полетать на современных летательных аппаратах. 

Экскурсия на Robinson R44 (20 минут)
20 990 р.
Подарочный сертификат

Другие статьи