АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Параплан – что это такое, как он выглядит на фото и как работает

Совершать увлекательные воздушные прогулки можно с помощью различных летательных аппаратов. Помимо привычных самолетов и вертолетов, поднимающихся в воздух с помощью создающих тягу сложных механизмов, существуют специальные сверхлегкие конструкции, которые позволяют планировать над землей и преодолевать значительные расстояния с приличной скоростью. Их использование требует определенных навыков, но начинать знакомство с небом никогда не поздно — тем более что многие люди мечтают о подобной возможности с самого детства. Как выглядит и из чего состоит параплан, что это такое, и кто изобрел устройство, фото полета, на котором сегодня могут стать украшением любых социальных сетей? Давайте разбираться.

Общее представление

Paraplan-up.jpgКонструкция, внешне напоминающая большое крыло, изготавливается из облегченной ткани и прочных строп, придающих нужную форму. Само название состоит из двух слов — «парашют» и «планирующий», что красноречиво описывает принцип эксплуатации летательного аппарата. При этом в отличие от обычных парашютных систем, в конфигурации используется полотно с эллипсовидным контуром и удлиненные петли меньшей толщины, которые обеспечивают оптимальные летные характеристики.

История развития параплана

Стремление освоить и подчинить себе воздушное пространство присуще человечеству с древних времен. В качестве примера можно привести многочисленные мифы и сказки, созданные разными народами и культурами. Крылья Дедала, ковер-самолет, летучий корабль — все это примеры идей, так или иначе, связанных с покорением неба.

Первые функционирующие разновидности современных устройств, используемых для параглайдинга, появились во второй половине XIX века. Разумеется, попытки предпринимались и до этого, однако их реализация не отличалась особой успешностью. А вот конструкция, собранная немецким инженером Отто Лилиенталем, обеспечивала успешный старт с ног и планирование с небольшой скоростью, безопасной для испытателя. Основой для создания аппарата, схожего с современными дельтапланами, послужили хлопок, кожа и ивовые прутья, обладавшие относительно небольшим весом и достаточным запасом прочности.

Дальнейшее развитие инженерной мысли привело к появлению бипланов. Недостаток надежности на первых порах обусловил поиск решений, которые помогли бы обезопасить пилотов. Так возникли парашюты, позволяющие покинуть самолет в случае отказа двигателя и плавно приземлиться на землю без особых последствий. Разумеется, их тут же начали совершенствовать: добавление отверстий в купол увеличило скорость горизонтального полета до 20 км/ч, а внесение изменений в конфигурацию строп обеспечило более плавное управление.

Прототипом современных моделей, учитывая то, как взлетает и приземляется параплан, можно считать парашют-крыло разработки Стива Снайдера (1964 г.), который давал возможность стартовать с горных склонов и спускаться к их подножию. Первые официальные соревнования в Европе начали проходить в 80-х, а в России — в 90-х годах. Сегодня же парапланеризм можно по праву считать не только одной из наиболее популярных дисциплин, но и уникальной разновидностью активного отдыха, обеспечивающей незабываемые впечатления.

Конструкция и характеристики

Letaet.jpegС технической точки зрения в конфигурации нет ничего сложного — только ткань и подвесная система. Обязательные условия — прочность и воздухонепроницаемость используемых материалов, обеспечивающие надежную эксплуатацию. Основные варианты — полиэстер и нейлон. Даже минимальные повреждения могут существенным образом повлиять на летные характеристики, фактически исключая дальнейшие полеты.

Основные параметры

Индивидуальный летательный аппарат относится к числу наиболее медленных, развивая скорость в диапазоне 20-70 км/ч. Допустимый полетный вес зависит от площади купола (20-30 м2) и размаха (10-12 м), что обусловливает разброс от 80 до 135 кг. Жесткость двухслойного крыла с силовыми перегородками, которое соединяется по бокам и задней кромке с внутренним поддерживающим материалом, обеспечивается за счет потока воздуха, проходящего через воздухозаборники.

Дальность планирования зависит от набранной высоты — рекордные показатели превышают 500 км и 8 000 м соответственно, однако для обычных прогулок подъем обычно ограничивается 350-400 метрами. Низкий темп и простота освоения управления позволяют быстро выйти на стандартные режимы пилотирования, что исключает повышенные требования к выбору посадочной площадки.

Как устроен параплан

Vzlet.jpegДля лучшего понимания конструктивных особенностей стоит более подробно остановиться на каждом элементе конфигурации летательного аппарата.

Купольная часть

Верхняя и нижняя поверхности, соединенные между собой нервюрами — специальными перемычками — изготавливаются из высокопрочной ткани, не пропускающей воздух. Аэродинамический профиль перемычек делит крыло на несколько отдельных сегментов — кессонов. Воздухозаборная щель, образующаяся спереди ввиду отсутствия соединения, обеспечивает заполнение внутреннего пространства воздушной массой, благодаря которой купол приобретает форму и набирает необходимую жесткость.

Важный момент — заполнение закрытых отсеков, для которых требуется стабильная циркуляция воздух. Для этого в перегородках также формируются небольшие отверстия, а носовая часть стабилизируется за счет плотной нашивки. В нижней части находятся усилители и петли, фиксирующие элементы управления.

Стропы

Многорядное и многоярусное ветвление позволяет регулировать положение и поддерживать необходимый темп. Прочность оплетки на разрыв зависит от расчетной нагрузки, и варьируется в пределах 80-250 кг. Наиболее устойчивые к нагрузке элементы монтируются внизу, с последующей прострочкой по концам и узловым соединением на манер удавки.

Свободные края

Ряды лент обозначаются латиницей (от A до D). Устройство правой и левой рукоятей основано по клевантному принципу: вытягивание одной из ручек влечет за собой разворот купола, обусловленный подгибанием вниз задней кромки. Для поворота параплана также достаточно потянуть за нужный манипулятор. При одновременном натяжении сразу двух клевант снижается как вертикальная, так и горизонтальная скорость, а за корректировку углов постановки и баланс отвечают закрепленные на стропах акселераторы и триммеры.

Подвесной узел

Удобство положения пилота достигается благодаря наличию плотного и компактного отсека, представляющего собой набор соединенных при помощи карабинов ленточных и тканевых поясов. Основой остова выступает силовая лента, к которой крепятся сиденье и свободные концы, а также обхваты по туловищу — в груди, плечах, поясе и ногах. Конфигурация также предусматривает наличие резервного парашюта, протекторов и амортизаторов, повышающих безопасность эксплуатации. Надежность узлов и качественная центровка определяют уровень устойчивости и управляемости аппарата.

Классификация

Polet paraplan.jpg С учетом того, как работает параплан, выделяют несколько классов:
  • Стандарт. Модели, обладающие наименьшими летными характеристиками, которые компенсируют данный аспект стабильностью поведения в воздухе. Рекомендованы начинающим авиаторам, находящимся на этапе освоения базовых настроек.
  • Перфоманс. Средняя категория с точки зрения стабилизации, но ближе к высокому уровню — в плане обеспечения основных функциональных показателей.
  • Компетишн. Конфигурации, используемые в соревновательном парапланеризме, справиться с которыми под силу только опытным и квалифицированным спортсменам.

Еще одним дифференцирующим критерием выступает назначение устройства. В данном случае стоит отметить учебные, акробатические, моторизованные и двухместные модификации.

Управление парапланом

Paraplan.jpgИнструментом, позволяющим контролировать поведение летательного аппарата, являются стропы. Они соединяются с задней частью крыла и оснащаются расположенными по краям клевантами — петлями, при помощи которых пилот может удерживать систему в руках во время полета. При отпущенном положении крыло летит в балансировочном темпе.

Для совершения поворота нужно вытянуть один из элементов, отогнув таким образом правую или левую кромку, а также сместить центр тяжести пилота, находящегося в подвесном коконе. В этом случае скорость перераспределяется в пользу одной из сторон.

Замедлить ход помогает одновременное притягивание — в этом случае увеличивается угол атаки и повышается сопротивление. Для ускорения применяются специальные акселераторы — элементы, позволяющие подтянуть крепление и уменьшить атакующую плоскость. Переход в специальные акробатические режимы осуществляется через взаимодействие с другими стропами, использование которых рекомендуется только опытным авиаторам.

Отличие от парашюта

Paraplan-polet.jpeg Несмотря на схожесть принципа эксплуатации и происхождение названия, параплан имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от классических парашютных систем. К их числу относятся:
  • Форма. Крыло для параглайдинга выполнено в виде эллипса, имеющего гораздо большую длину купола.
  • Конфигурация. Устройство обладает гладкой аэродинамической поверхностью, ограниченным количеством тонких строп и увеличенной совокупной площадью.
  • Предназначение. Парашютисты специализируются на прыжках с высоты, набранной самолетом или вертолетом, и выполняют мягкое приземление за счет непрерывного замедления скорости падения. Параплан, в свою очередь, рассчитан на продолжительное планирование, что обусловливает необходимость использования облегченных и жестких материалов для улучшения аэродинамики.

Последний из показателей позволяет сравнивать рассматриваемые летательные аппараты с планерами и дельтапланами — они не просто стремятся к земле под действием силы притяжения, а используют сопротивление воздушных потоков для полноценного полета. При благоприятных погодных условиях продолжительность пребывания в воздухе достигает нескольких часов, с последовательным изменением показателей скорости и самостоятельным выбором маршрута.

Параплан с мотором

Polet.jpgУстановка на типовую конструкцию легкого мотора, размещаемого за спиной пилота, обеспечивает дополнительный источник тяги. Двигатель может быть выполнен в виде ранца, соединяемого с системой подвески — в этом случае приземление производится на ноги, либо представлять собой тележку с шасси и амортизационным модулем, встречающуюся на практике заметно реже. Подобный вариант актуален в первую очередь для поклонников равнинных полетов и тех, кто не хочет подолгу дожидаться благоприятной погоды.

Плюсы и минусы подобных модификаций

Основное преимущество моторизованной версии — возможность эксплуатации в более широком диапазоне климатических условий без каких-либо ограничений, связанных с габаритами площадки для взлета. Стартовать можно с любой ровной поверхности, не делая поправок на направление порывов ветра. При этом нужно учитывать объем резервуара для топлива, вместительности которого обычно хватает не более чем на три часа.

На подготовку к старту обычно требуется около четверти часа. Высота подъема доходит до 5 000 м, что обусловливает повышенную осторожность, которую нужно проявлять при сильных ветровых нагрузках — во избежание попадания в турбулентную зону и получения травм. Опытные пилоты советуют совершать вылеты ранним утром или в вечернее время.

Стоит также отметить, что наличие мотора негативно сказывается на управлении аппаратом. Подобная конфигурация не позволяет полноценно прочувствовать поведение крыла, а также создает определенные помехи, связанные с сопротивлением винта воздушному потоку.

Подходящие места

paraplan1105_9.jpgВ России существует немалое количество отличных полигонов, на которых можно получить набор положительных эмоций, насладиться ощущением свободного неба или отработать нужные акробатические навыки — не стоит забывать, что полеты на парапланах — официальный вид спорта, в котором действует международная классификация.

Воспользовавшись услугами компании «Полетомания», Вы можете приобрести подарочный сертификат, который позволяет:
  • Полетать в Подмосковье с профессиональным инструктором.
  • Отправиться в парную воздушную прогулку.
  • Испытать на себе ощущения, выпадающие на долю экстремальных спортсменов.

На выбор доступны несколько парадромов, расположенных в Клово, Малино, Вороново и Карцево, а также в районе поселка Чисмена. В каждом из клубов работают опытные пилоты, инструктаж которых обеспечивает быстрое освоение базовых навыков управления. Услуги предусматривают использование только проверенных и сертифицированных летательных аппаратов, которые подвергаются комплексному техническому осмотру перед каждым вылетом.

Подведем итоги

Эмоции, полученные во время первого полета на параплане — это то, что определенно окажется одним из наиболее ярких и запоминающихся впечатлений на долгие годы. Разнообразие доступных программ и профессиональный подход — гарантия безопасного и увлекательного развлечения, попробовать которое стоит каждому.

Вопрос-ответ

Есть ли медицинские противопоказания к параглайдингу?
Существует ряд ограничений, временно или полностью исключающих возможность использования летательных аппаратов данной категории. Речь идет о недолеченных переломах и травмах, недавно перенесенных хирургических вмешательствах, наличии сложных заболеваний опорно-двигательной системы или хронических патологий. К полетам не допускаются дети младше 18 лет, а также взрослые выше 1,9 м или тяжелее 110 кг. Кроме того, исключен допуск лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Что брать с собой, когда отправляешься на парадром?
Минимальный комплект предусматривает наличие паспорта, теплой одежды, средства для защиты от насекомых, воды и еды. Любителям впечатляющих фото также стоит захватить камеру — условия позволяют делать красивые снимки местности с уникальных ракурсов.

По каким причинам отменяют вылеты?
Основным проблемным фактором считается переменчивая погода, из-за которой даже самолеты не всегда могут покинуть аэропорты по намеченному графику. Учитывая, как работает и из чего состоит параплан, представляющий собой куда более легкую конструкцию — сила ветра не должна превышать 5-6 м/с. Полеты при большей скорости, как и в дождь, не проводятся из соображений безопасности — в подобных условиях управление крылом требует особых навыков.

Мне бы в небо (с)

Сначала было очень страшно. Я жутко боялась. Хорошо, что увидела только что приземлившуюся девушку, у которой лицо было настолько счастливым, что все страхи мои рассеялись. Море удовольствия получила! Рекомендую!

Необычное свидание

Спешу написать отзыв, пока впечатления свежие! Летали с женой на парапланах в тандеме. Это непередаваемое ощущение!!! К счастью, ветер был подходящий, и наше воздушное приключение получилось довольно долгим. Рядом с любимой и веселым тренером получилось незабываемое приключение! Также у нас была видеосъемка, так что его можно будет пережить еще не раз!!!

Захватывающе

Это был один из самых ярких моментов в моей жизни. Инструкторы были очень профессиональными и дружелюбными, что помогло быстро успокоиться и настроиться на полет. Лететь над живописными пейзажами, ощущая легкий ветерок и свободу — это было похоже на сон. Отличный способ испытать что-то новое и получить заряд положительных эмоций, всем рекомендую.

Настоящее приключение

Наконец-то я осуществила свою мечту! Я немного волновалась, но поддержка и уверенность инструкторов быстро развеяли все страхи. Не могла поверить, что нахожусь так высоко, и в то же время чувствовала себя совершенно спокойно. Природа вокруг была просто завораживающей, и я наслаждалась каждым мгновением. Спасибо за массу положительных впечатлений)

Стоит того

Друзья сделали мне сюрприз – подарили этот сертификат. Сначала я была в шоке и даже немного испугалась! Но решила не отказываться и довериться им) Инструкторы сразу объяснили мне все детали и помогли подготовиться к полету. Когда взлетели, я почувствовала, как все мои переживания тоже улетучиваются. Я счастлива, что решилась на этот шаг, и теперь могу с гордостью сказать, что преодолела свои страхи.

Другие статьи