Специалисты считают, что экстренная посадка самолета на воду – наиболее правильное решение в ситуации, когда воздушное судно в полете над водной гладью по какой-либо причине теряет управление. Пилот постепенно снижает высоту и осуществляет приводнение. Успешный исход столь опасного маневра зависит от многочисленных факторов. В этом обзоре мы расскажем, как пилоты совершают столь рискованный поступок, а также о том, что нужно делать находящимся на борту людям в такой критической ситуации.
Можно ли посадить лайнер на водную поверхность
Да, приводниться возможно. Для этого будущих летчиков в обязательном порядке обучают, как правильно совершать экстренное приводнение, если судно терпит крушение во время полета над тем или иным водоемом. Однако в дальнейшем не каждому пилоту в своей летной практике придется столкнуться с необходимостью сажать авиалайнер на водную гладь. Соответственно, говорить о полноценном инструктаже для специалистов не всегда представляется возможным – ведь каждая аварийная ситуация уникальна из-за обстоятельств, которые привели к проблеме.
Примеры и статистика
Современная авиационная индустрия знает множество случаев приводнений с разным исходом. Одно из таких реальных событий произошло в 2009 году, когда капитан Чесли Салленбергер во время перелета из Нью-Йорка в Северную Каролину принял решение посадить Airbus A320 на реку Гудзон – в двигатели самолета попала стая птиц. В тот раз не пострадал ни один из 155 пассажиров лайнера — однако, этот пример считается скорее исключением из правил.
В истории авиации есть и трагические случаи неудачного приводнения. В ноябре 1996 года борт, принадлежащий «Эфиопским авиалиниям», осуществлял перелет в Аддис-Абебу. Во время полета управление лайнером захватили трое террористов, в планы которых входило добраться до Австралии, чтобы получить там политическое убежище. В итоге топлива на длительный перелет не хватило, и команда попыталась посадить воздушное судно на просторную гладь Индийского океана, но чуда не случилось: лайнер разбился, 125 человек погибли.
Как в случае с «Эфиопскими авиалиниями», так и с рейсом 1549 US Airways командирам воздушных судов в схожих ситуациях пришлось принять невероятно сложное и ответственное решение, цена которого – более сотни человеческих жизней. Однако, последствия от предпринятых действий оказались разные.
Обращаясь в компанию «Полетомания», вы можете приобрести подарочные сертификаты на прыжок с парашютом, свободное парение в аэротрубе или на полет на истребителе. Перед каждым мероприятием летные инструкторы рассказывают истории из мира авиации, в том числе и о случаях невероятного приводнения.
В каких случаях пассажирский лайнер требуется экстренно сажать
Специалисты, занимающиеся изучением вопроса, почему самолеты не могут продолжать полет, что вынуждает пилотов экстренно сесть на воду, пришли к определенным выводам. Оказалось, к наиболее частым причинам аварий, заставляющих летчиков приводнять воздушные судна, относится:
-
столкновение с птицами;
-
отказ силовых установок;
-
террористические акты;
-
попытки угона;
-
преждевременная выработка топлива.
Ключевые условия для приводнения
Воздушное судно — это сложнейшая в техническом плане конструкция, обладающая огромным запасом прочности. Однако в ходе эксплуатации поломки неизбежны. Согласно статистическим данным, к числу самых частых неисправностей относятся:
-
Внутренние дефекты – встречаются очень редко, купируются современными производственными технологиями, их исключают на этапе контроля качества.
-
Механические повреждения — вызываются аварийными ситуациями (например, когда в двигатель попадает птица).
-
Отсутствие топлива — также происходит не часто. Такие ситуации устраняются дозаправкой в воздухе либо экстренной посадкой.
-
Помпаж — или так называемое самозатухание, происходящее в тот момент, когда лайнер начинает падать из-за мощнейшей турбулентности.
-
Пожар — редкий случай, так как шанс возгорания сразу двух моторов близок к нулю.
Падение тяги, отказ генератора, поломка гидросистемы, сбой в работе силовой установки — любая из перечисленных ситуаций может привести к необходимости совершения экстренного приводнения. То, насколько удачной окажется посадка на водную гладь, зависит от трех факторов: погоды, типа борта и действий экипажа.
Метеоусловия
Одним из обстоятельств, влияющим на то, может ли пассажирский самолет приземлиться и сесть на воду, является погодные условия. Чем сильнее проявляет себя непогода, тем выше будут волны, образующиеся на водной глади. В момент контакта с поверхностью моря или океана летная конструкция испытывает сильнейшие нагрузки, поэтому любая дополнительная качка может привести к ее разрушению. В этом случае, приземляясь, пилот вынужден предпринимать определенные действия, нивелирующие интенсивность влияния метеоусловий на приводнение: например, двигаться по параллели от водяных валов – это позволит спасти судно и человеческие жизни на борту.
Тип судна
В рамках ситуации, когда самолет вынужденно садится на воду, крайне важно учитывать строение лайнера. Летный экипаж принимает в расчет целый набор характеристик судна:
-
- Запас прочности фюзеляжа — чем больше, тем лучше, вне зависимости от сторонних обстоятельств.
-
- Масса и размер борта — у устройств, обладающих внушительными габаритами, шансы на успешное приводнение стремятся к максимуму.
-
- Габаритные характеристики сложенных шасси — их параметры сказываются на интенсивности крена и возможности поломки крыльев.
Все современные воздушные судна проектируются с учетом риска возникновения потенциальных аварий. Они оснащаются всеми необходимыми элементами, нужными для корректного спуска на поверхность реки, моря или океана.
Грамотные действия экипажа
Для удачного приземления во время вынужденной посадки самолета на воду крайне важна компетентность летного состава, а также его готовность действовать слаженно в критической ситуации. Команда способна управлять многотонной конструкцией до первого соприкосновения с морской гладью, а далее машина потеряет контроль и начнет двигаться по инерции, под воздействием различных сил. Таким образом, пилотам необходимо заранее взять в расчет все инерциальные векторы, минимизировав риск повреждения лайнера.
Сегодня технологии позволяют летчикам потренироваться в управлении воздушным судном на профессиональных симуляторах. Высокотехнологичные компьютерные комплексы обучают пилотов поведению в самых разных ситуациях, включая непредвиденное приводнение. Экипажу, управляющему гражданским бортом, требуется постоянно проходить множество тренингов, поддерживая свои навыки на должном уровне. Впоследствии отработанные действия помогут им справиться в любой критической ситуации, если в этом возникнет необходимость.
Самолет приводнился: порядок действий пассажиров
Когда лайнер идет на экстренную посадку на воду, главное, что должны сделать стюарды — это приготовить людей к предстоящей эвакуации. После того как авиалайнер опустится на водную гладь и примет более или менее стабильное положение, у пассажиров будет около 30 минут на выход. По крайней мере, на такие цифры можно рассчитывать, если не нарушена целостность фюзеляжа — в противном случае количество времени на эвакуацию значительно сокращается. Всем авиапассажирам нужно следовать следующим указаниям бортпроводников:
-
Если авария произошла зимой или осенью, стюарды попросят пассажиров надеть теплую одежду и удобную обувь.
-
Взять с собой в обязательном порядке спасательный жилет — он поможет продержаться на плаву, если человек окажется в воде.
-
По команде бортпроводников спешно, но без лишней суеты, отправиться к открытой двери.
Важно не создавать панику и четко следовать инструкциям стюардов. Для спасения людей используются спасательные плоты — такие изделия оборудованы механизмами автоматического раскрывания. Плавсредство надувается за 60-180 секунд. Когда все пассажиры и экипаж окажутся на плоту, им останется только ждать спасателей. Время прибытия помощи варьируется в зависимости от наличия близлежащего берега.
Действия экипажа
Как только скорость судна достигнет критически низкой отметки, командир производит оценку и анализирует ситуацию. Он берет в расчет абсолютно все характеристики, указывающие на состояние прочности как фюзеляжа в целом, так и отдельных элементов конструкции. Далее командир отдает приказ начать эвакуационные мероприятия. Аварийные люки, как и трапы экстренного спуска, используются по необходимости. Если сухой выход реализовать нельзя, пассажиры выпрыгивают с борта, предварительно экипировавшись спасжилетами.
Проводники в обязательном порядке надувают плоты — контролировать этот процесс обязан старший член экипажа. Если по какой-либо причине на лодке такового вдруг не оказалось, команда самостоятельно назначает главного и безоговорочно следует его рекомендациям. Все плавсредства скрепляются друг с другом с помощью фалиня. В процессе эвакуации командир сообщает по мобильной радиостанции о ходе событий диспетчерам.
Что происходит после посадки
После того как самолет садится на воду, людям остается совсем мало времени прежде чем оно начнет тонуть. По этой причине высадившимся на надувной плот пассажирам и всему экипажу авиалайнера важно как можно быстрее отгрести максимально далеко от места крушения, чтобы не оказаться втянутыми вместе с многотонной машиной на дно.
Спасательные лодки, оборудованные механизмом самостоятельной автоматической накачки, позволяют дрейфовать на водной глади в течение продолжительного времени. За внушительный срок их эксплуатации на помощь успеют прийти профессиональные спасатели.
Конечно, приводнение выглядит очень страшно и опасно, но главное в подобной ситуации – это сохранить самообладание и отказаться от любых проявлений паники. Тревожные, бессистемные и неадекватные действия к спасению не приведут, поэтому никакого смысла в их совершении нет. Важно, чтобы экипаж быстро сориентировался в произошедшем и показал пассажирам, как бороться за собственные жизни в экстренной ситуации.
Состояние и будущее воздушного судна
После каждого случая аварийного приводнения (посадки пассажирского самолета на воду) многотонную машину всегда увлекает водная пучина, создавая небольшой водоворот. В истории с лайнером Airbus A320, приводнившимся на Гудзоне и впоследствии затонувшим, воздушное судно спустя время подняли со дна посредством специализированных мощных кранов, и теперь оно расположено в музее. Однако такая участь ожидает далеко не каждый борт, поскольку поднятие огромной машины очень затратно. Чаще всего достать конструкцию настолько сложно, что к реализации соответствующей задачи приходится подключать много дорогостоящих ресурсов. Более того, особого смысла в подобных операциях нет, ведь фюзеляж уже пострадал, а ценная электроника сломалась из-за затопления. Впрочем, если воздушный борт приводнится на мелководье, восстановить и отреставрировать его, скорее всего, все-таки удастся.
Возможно ли получить личные вещи пассажиров после того, как посадили самолет на воду
Дайверам, работающим на месте затопления воздушного судна, часто удается поднять со дна определенный объем персонального багажа. Предметы, ранее находившиеся в багажном отделении, отдаются самим пассажирам рейса либо их ближайшим родственникам, в качестве памяти. В истории с посадкой лайнера на Гудзоне дайверы проявили себя настоящими профессионалами. Они совершали глубоководные погружения за вещами. Многие люди тогда получили назад брелоки, медальоны, ключи от машин и даже одежду вроде обыкновенных джинсов, курток, рубашек и других личных предметов.
Статистика показывает, что крушение авиалайнера над рекой, морем и океаном происходит крайне редко. Полеты на пассажирских бортах и истребителях абсолютно безопасны, и убедиться в этом вы можете, обратившись в компанию «Полетомания». На сайте представлены к продаже подарочные сертификаты, которые позволят провести время ярко и незабываемо. С «Полетоманией» можно совершить прыжки с парашютом и свободное парение в аэротрубе, посетить профессиональные тренировочные авиасимуляторы, а также полетать на «Цессне».
Подведем итоги
В статье мы рассказали, почему возникает ситуация, когда требуется экстренно посадить самолет на воду, можно ли после аварийной посадки выжить, а также что нужно делать в первую очередь после приводнения, а чего нельзя ни в коем случае. Очевидно, что важно не только приводниться, но и спастись с тонущего лайнера. Поэтому в таких опасных ситуациях экипажу и пассажирам крайне важно проявить мужество и хладнокровие, объединив усилия, сделать все возможное для своего спасения.
Вопросы и ответы
В течение какого времени приводнившийся лайнер будет оставаться на плаву?
Соответствующих исследований не проводилось — многое зависит от переменных условий: погоды, уровня волн, климатической обстановки и технических характеристик конкретного борта. Если фюзеляж сохранил свою целостность, он будет оставаться на поверхности 30-40 минут. В противном случае — меньше на порядок.
Какой лайнер лучше садится на воду — большой или маленький?
Чем габаритнее конструкция, тем проще ее приводнить. Дело в том, что массивная многотонная машина противостоит внешним деструктивным воздействиям намного легче, по сравнению с небольшим авиалайнером.
Когда произошла первая авария подобного типа?
В 1956 году. Самолет Боинг-377 шел по маршруту из Гонолулу в Сан-Франциско, но в полете у него отказала пара силовых установок из четырех доступных. Командующий судном принял непростое решение и направил борт прямо в недра океана. Все 24 пассажира, а также члены экипажа оказались спасены прибывшими сотрудниками службы береговой охраны.