АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Маломерное судно: определение, что же относится к таким транспортным средствам

Маломерное судно – это особая категория водных транспортных средств, официально закрепленная в российском законодательстве. Зачастую владельцы плавучих сооружений не совсем точно понимают, что именно относится к данному сегменту, какое среди них существует видовое разнообразие. И что важнее, как именно необходимо юридически регистрировать их в соответствующих органах. 

К «маломеркам» относится много различных видов транспортных средств, поэтому, покупая даже небольшую рыбацкую лодку или вовсе – надувную, хозяева не осознают, необходима ли им регистрация.

Маломерное судно: понятие

Lodka.jpegЧтобы избежать путаницы в законодательстве, в 2012 году был принят отдельный Федеральный Закон под номером 36-ФЗ. Он вносит поправки в ряд законодательных актов, чтобы изменить и дополнить терминологию, а также дает строгое определение. В связи с этим «маломерка» определяется законом, как водное транспортное средство в длину не превышающее 20 метров. Понятно, что под такие габариты может подойти довольно серьезный разброс различных водных сооружений: и двухметровая небольшая лодочка, и огромная яхта с несколькими палубами. 

Второй аспект еще более туманный: общая вместительность не должна превышать 12 человек. Очевидно, что весьма сложно точно установить, какое количество пассажиров и экипажа может перевезти корабль. Да, по учетным документам он может быть рассчитан всего на 12 персон, но фактически разместить получится куда больше.

Соответственно, исходя из понятия у нас есть только два ограничения, причем второе сугубо теоретическое. Поэтому сложно сказать, какое конкретно из транспортных средств (ТС) является маломерным судном, что считается главным при определении его типа.

Классификация

Гораздо более обширно проливает свет на ситуацию изучение видового разнообразия «маломерок». Оно позволит нам понять, какие конкретные виды и модели относятся к понятию. Сразу уточним, что общая классификация неоднородная. Она зависит от фактора, который мы будем считать определяющим. 

По предназначению 

Shturval.jpegСамая популярная категория, с помощью которой часто определяют «маломерки» не только сами владельцы, но и органы регистрации, а также профильные юристы. Принимая во внимание назначение, ТС подразделяют на следующие виды:

  • Транспортные. Ключевая и зачастую единственная задача – перевозка пассажиров из точки А в локацию Б. Но в реальности это самая малочисленная и редкая категория. Ведь законом определяется максимальная вместительность в 12 персон. Соответственно, коммерческим проектам, беря «маломерки» на вооружение придется либо обходить эту норму закона, что может вскрыться при проверке, либо жертвовать прибылью. 

  • Туристические. А вот это уже крупный сегмент. Сюда относятся самые различные транспортные средства: лодки, маломерные прогулочные судна, каноэ и байдарки, крупные яхты. Наиболее популярные вариант – туристические путешествия вдоль берега, заплывы в небольшие заливы. Поэтому мощные моторы на подобного рода яхтах обычно не устанавливаются. Ведь целью становится неспешное путешествие с комфортом для пассажиров. Поэтому отдельные каюты, оборудованные палубы, тенты и зонтики, отдельный бар – вот что отличает такие «маломерки». Также для прогулок часто используются весельные шлюпки без рубки. Они не предназначены для ночевки на воде, поэтому к вечеру обычно швартуются к берегу для установки палаточного лагеря. Байдарки и каноэ, в принципе, не имеют собственного двигателя, яхты в этой категории обычно имеют запас хода на 100-150 километров, а мощность для достижения небольшой скорости. 

  • Производственные. Группа для транспортировки различных грузов от места производства, добычи – до переработки или продажи. Лесоповальные, промысловые, транспортные для скота. Часто курсируют на маршрутах между сельскохозяйственным производством и местом сбыта. А также закрепляются за различными производственными компаниями. Очевидно, что комфорт тут не предусмотрен, только эффективность, грузоподъемность. 

  • Спортивный. Важно понимать, какие суда относятся к маломерным лодкам для парусного или альтернативного вида спорта. Ведь конкретно для них есть определенные ограничения, касающаяся непосредственно конструктивного устройства, покрытия. Для выбранного вида спорта необходимо учитывать требования, согласно которым организаторы соревнований могут быть уверены, что транспортное средство участвует в гонке, не нарушая правил. Так, конкретные ограничения связаны с той дисциплиной, для которой «маломерка» произведена. 

  • Рыболовные и охотничьи. Маленькие шлюпки, рассчитанные на ограниченное количество пассажиров (обычно до 4-х). Нужны для того, чтобы добраться до места промысла и вернуться с небольшим грузом. 

  • Дома на воде. Популярная в последнее время категория. Представляет собой плавучую резиденцию, где можно отдыхать, принимать солнечные ванны, наблюдать за морем, купаться по надобности. Могут как быть оборудованы собственным двигателем, так и обходиться без него, используя буксир. 

  • Специальные. Патрульные корабли береговой охраны, ТС военного назначения и так далее. 

По строению корпуса

Arenda-katera.jpegЭта классификация тоже помогает определиться, является ли маломерное судно транспортным средством, обязательным для регистрации. Но здесь конкретных видов предусматривается значительно больше. Слишком углубляться в конструкцию не будем, пройдемся только по самым популярным. В первую очередь – это яхты и катера, зачастую они отличаются наличием мощного двигателя. После них идут парусные и гребные лодки, которые передвигаются с помощью ветра или посредством ручной гребли. Байдарки и шлюпки выделяются в отдельные типы, как и мотолодки, которые не стоит путать с катерами. И отдельной строкой идут популярные у туристов гидроциклы, коих сейчас существуют много разновидностей. Другая важная группа – шлюпки любого типа: надувные, деревянные. Главное, что их отличает – отсутствие палубы. 

Отдельно отметим разделение по виду набора корпуса. Это в первую очередь наборные виды – продольные и поперечные. Распространены примерно поровну. Еще один тип – смешанные, то есть сочетающие в себе черты как первых, так и вторых. 

По конструкции двигателя

Kater-moscow.jpegУже можно понять, что в данную категорию входят только те «маломерки», которые оснащены силовой установкой. То есть байдарки и каноэ сюда не подходят по своему устройству. Поэтому по данной классификации мы выявляем не так много типов:

  • Винтовые. Самые популярные варианты для моторных лодок, которые повсеместно приобретаются для рыболовства, прогулок по водной глади. Конструкция приходит в движение, благодаря крутящемуся винту, который соединен с мотором, зачастую съемным – это недорогой и распространенный тип двигателя.

  • Колесные. Используются в основном для туристических целей. Подобные устройства движения выглядят эстетично, но эффективностью похвастаться не смогут. Однако для неспешной туристической прогулки как раз подходят отлично. 

  • Аэродинамический. Сочетание воздушной подушки и винта. Основой движения становится обычный двигатель внутреннего сгорания, что позволяет превратить такой корабль буквально в вездеход. Он спокойно может передвигаться по зарослям камышей, заболоченной местности, а также по поверхности воды, заросшей водяными растениями, и даже по льду. Правда, воздушная подушка при чрезмерной опасности поверхности может пробиться. 

  • Водометы. Защищенный механизм, позволяющий без проблем перемещаться по мелководью. Но на открытом пространстве по эффективности данный вариант проигрывает альтернативам, он довольно быстро тратит свой энергетический ресурс. 

По типу движения

Посмотрим, какие суда относятся к категории маломерного судна в зависимости от вида перемещения. 

  • Водоотталкивающие. Самый типичный вариант: передняя часть лодки просто рассекает воду, которая в свою очередь толкает ТС наверх. Помните закон Архимеда? Вот тут он демонстрируется во всей свой полноте.

  • С плавником. Ниже уровня воды у конструкции располагаются специальные крылья, которые способствуют движению, особенно на большой скорости.

  • С воздушной прослойкой. Такие ТС фактически даже не касаются воды, потому что движутся очень быстро. Между гладью и днищем образуется воздушная прокладка. 

  • Глиссирующие. Похожие на предыдущие, но они не используют воздух. Просто данная группа лодок разгоняется до высокой скорости, что снижает вес ТС во время движения, и оно начинает скользить по водной глади, не проваливаясь ниже. Эффект работает только при поддержании достаточной скорости перемещения. 

По акватории плавания

Это самая интересная категория из тех ТС, что относятся к маломерным судам в России. Не гарантируют безопасность пассажиров и сохранность груза. Могут передвигаться только в определенных водах: то есть если на мелкой весельной шлюпке выйти в открытое море, удаляясь от берега на десятки морских миль, то нужно быть готовым к тому, что вернуться назад будет проблематично. Наше законодательство разделяет следующие акватории:

  • Внутренние воды. Это естественные и искусственные водоемы без выхода в открытое пространство. 

  • Внутренние морские воды. Территории внутри государства, максимально отдаление для «маломерок» – 12м. 

  • Внешние/международные воды. Все остальные зоны, не относящиеся к государственной территории. 

По материалу

Kater.jpegТут все проще. Очевидно, что любой водный транспорт, в том числе относящийся и к маломерным судам, строятся, как правило, из одного материала. Для небольших рыбацких шлюпок – это дерево, для надувных видов – резина. Недорогие «маломерки» часто создаются из пластика различных параметров твердости и плотности. 

Но очевидный лидер в лодочном строительстве – металл. Из него зачастую строятся как весельные рыбацкие лодки, так и моторные или катера и даже некоторые яхты – хотя, для них чаще всего используются различные комбинированные материалы, как и для всех «маломерок», которые отличаются крупными габаритами. 

Если вы хотите совершить прогулку на катере или покататься на аквабайке предлагаем обратиться в компанию «Полетомания». На сайте вы можете заказать подарочный сертификат, после чего в удобное для вас время осуществить свое желание!

Основные элементы конструкции

Итак, зная определение, что такое маломерное судно и классификацию, давайте разберем, из чего состоит «маломерка»: 

  • Корпус. Основа, на которой располагаются все остальные части конструкции.

  • Рубка. Находится на палубе, является своего рода центром управления, но наличествует лишь в некоторых «маломерках», например, на яхтах.

  • Мачта. Вертикальная конструкция, необходимая для крепления паруса, а также средств сигнала. 

  • Каюты. Опять же, зачастую имеется только на яхтах или крупных катерах, а также на плавучих домах. Это своего рода комната отдыха экипажа или личное помещение пассажиров. 

  • Мотор. Располагается в собственной моторной нише. По соседству с ним топливный бак или его аналог, который используется с данным типом двигателя.

  • Кокпит. Небольшая ниша на носовой части. Зачастую используется для хранения необходимых вещей или как дополнительный грузовой отсек.

  • Фальшборт – ограждение.

Регистрация водных транспортных средств

Не каждая «маломерка» должна быть зарегистрирована. Для этого существуют определенные правила, причем длина маломерного судна на необходимость постановки на учет никак не влияет. 

Какие ТС подлежат регистрации

Kater-moskva.jpegГлавный параметр – это мощность двигателя. Если она свыше 3.65 кВт, то поставить на учет нужно обязательно. Количество посадочных мест при этом не имеет значения (если их не больше 12-ти).

При этом, если ТС предназначено для прогулок (туристическое, например), то зарегистрировать нужно независимо от наличия/отсутствия мотора. Если речь идет о гидроцикле, для него тоже придется проходить процедуру в ГИМС. 

Важное значение имеет вес. В совокупности он не должен превышать – 200 килограммов (без груза и надстроек). Если в лимит судно не укладывается, значит, регистрацию проходить все-таки придется. 

Сама процедура не слишком сложная. Необходимо лично обратиться в ГИМС и заполнить заявление по образцу. При себе необходимо иметь удостоверение личности гражданина, судовой билет. Постановка на учет потребует оплаты государственной пошлины, но других расходов не подразумевается. Все эти действия можно выполнить и удаленно через портал ГИМС. 

Кроме того, всеми «маломерками», положенными для регистрации, вы сможете управлять только после прохождения экзамена и получения прав соответствующей категории. Это правило пользования едино на всей территории РФ.

Сроки открытия и закрытия судоходной навигации

IMG_4887.pngГИМС устанавливает сезон эксплуатации «маломерок» исходя из географических и климатических особенностей. Соответственно, он отличается в зависимости от региона. Где-то заморозки начинаются раньше, а где-то – позже. Смысл – обезопасить путешествие людей на маломерных ТС. Ведь в неподходящий сезон это может быть просто опасно. Конкретные рекомендации можно посмотреть на сайте ГИМС, выбрав свой регион. 

Учтите, что это норма носит не рекомендательный характер. Выйдя в воды вне разрешенного срока, вы рискуете получить серьезный штраф, а также остаться на какой-то период без права управления своим собственным ТС. 

Заключение

IMG_4888.pngИзучив, что означает маломерное судно – мы можем точно сказать, что практически все небольшие лодки, шлюпки, даже каноэ – относятся именно к ним. Также под эту категорию попадают крупные яхты и даже плавучие дома. Регистрации подлежат лишь некоторые из видов «маломерок». Получать права для управления весельной шлюпкой никто не потребует, а вот чтобы сесть за руль яхты, придется пройти обучение и сдать соответствующий экзамен. Маломерное судно – это особая категория водных транспортных средств, официально закрепленная в российском законодательстве. Зачастую владельцы плавучих сооружений не совсем точно понимают, что именно относится к данному сегменту, какое среди них существует видовое разнообразие. И что важнее, как именно необходимо юридически регистрировать их в соответствующих органах. 

К «маломеркам» относится много различных видов транспортных средств, поэтому, покупая даже небольшую рыбацкую лодку или вовсе – надувную, хозяева не осознают, необходима ли им регистрация.

Вопрос-ответ

Какими бортами расходятся небольшие ТС при встрече

Во-первых, «маломерки» должны подавать отмашку не менее, чем за 300 метров, если это позволяет визуальная видимость (погодные условия). Во-вторых, расходиться они могут исключительно левыми бортами. Саму отмашку, кстати, должно подавать ТС, которое движется вверх – первым.

Можно ли считать лодку с веслами маломерным судном

Да, разумеется, она полностью подходит под определение. Но только в том случае, если длина не превышает 20 метров (что почти всегда соответствует), а также вмещает не больше 12 человек. Поэтому современные шлюпки с веслами точно подходят под термин, а вот какая-нибудь римская галера – очевидно, нет.

Должны ли быть огни на небольшом водном транспорте

Да, «маломерки» должны быть снабжены как сигнальными (ходовыми) огнями, так и иными осветительными приборами. Сюда относится топовый, бортовой и кормовой огонь.

Другие статьи