Количество летальных аппаратов, конфигурация которых не предусматривает большой массы и зачастую рассчитана на воздушные полеты с участием одного или двух человек, увеличивается с каждым годом. Сегодня только в США представленность данного типа авиационной техники оценивается в более чем 270 тысяч единиц. Растет как число производителей, так и количество площадок, на которых обслуживаются подобные суда. Статистика показывает, что примерно 80% от общего числа существующих моделей относятся к категории СЛА. Что значит легкий и сверхлегкий летательный аппарат, какие самолеты относятся к малой авиации, и что это такое в принципе? Давайте разбираться.
Общее представление
В законодательных нормах, принятых на территории России, не содержится четкого определения рассматриваемого термина. Как правило, понятие отождествляется с представлением о частной авиационной практике, в рамках которой отдельными энтузиастами приобретаются или создаются облегченные воздушные суда. Популярность направления обусловлена в первую очередь технологическим прогрессом — изготовление и поставка комплектующих для подобных аппаратов становится куда более доступной, что позволяет реализовать различные инженерные идеи и решения.
История развития малой авиации
Принципы классификации, определяющие порядок деления на легкие и сверхлегкие самолеты, претерпевали изменения по мере появления новых конструкций. В соответствии с подходом, принятым в СССР в 1925 г., к категории маломощных относились машины с установленными двигателями мощностью до 35 л.с. — авиетки и авиамотоциклетки. Позднее разница между классами постепенно увеличилась, дойдя до показателей в 300 и 100 л.с. соответственно.
Термин СЛА в Советском Союзе начали использовать с 1973 г. Его автором стал В.В. Козьмин, один из основателей отечественной частной авиационной школы, который также ввел в обращение формулировку «сверхлегкая авиация».
Классификация в России
Федеральные правила, принятые в 2003 г., и позднее претерпевшие корректировки, а также Воздушный Кодекс РФ в редакции №114-ФЗ от 2006 года, относят к рассматриваемой категории летательные аппараты, обладающие следующими характеристиками:
- Максимальный показатель взлетной массы — до 495 кг. В данное значение не входит вес спасательных средств.
- Предельная скорость сваливания при калибровке, равнозначная минимальному полетному нормативу — 65 км/ч.
Стоит также отметить, что для воздушных судов с весовой характеристикой конструктивной части до 115 кг не требуется обязательное прохождение государственной регистрации.
СЛА в мире
Конец семидесятых и начало восьмидесятых годов ХХ века ознаменовались массовым ростом интереса к частной авиации. Энтузиасты стремились обеспечить доступность полетов, предлагая оригинальные решения, доступные для частной практики. Как следствие, введение во многих странах регламентов, дающих определение легких и медленно летающих аппаратов, эксплуатация которых не предполагает дополнительного регулирования со стороны властей. Таким образом, модели категорий ультралайт и микролайт, отличающиеся небольшими габаритами и скромными скоростными показателями, в разных законодательствах классифицируются с различными ограничениями и лимитами.
Стандартной практикой считается добавление к общему весу конструкции 10% в тех случаях, когда речь идет об амфибиях и гидросамолетах. В отдельных странах, включая Францию и Германию, допустимо также прибавить еще 5% от максимальной массы для установки парашюта, обеспечивающего дополнительную безопасность пилотов.
При этом нужно учитывать, что регламенты, определяющие порядок доступа объектов СЛА, имеют существенные различия в зависимости от юрисдикции. Наиболее строгие требования применяются в Англии, Швеции и Италии, тогда как американские и французские законы регулируют только базовые аспекты использования сверхлегких летательных аппаратов. Многие эксперты отмечают, что разница в правилах создает проблемы как в плане ведения международной торговой деятельности, так и для организации полетов на воздушных судах в целом. Кроме того, ввиду отнесения подобных требований к категории дополнений ICAO, их нельзя считать общепризнанными правовыми стандартами, что обусловливает сложности с нормативным регулированием в спорных ситуациях.
В наиболее развитых странах на долю СЛА приходится существенная часть всего гражданского флота. Так, например, статистика по авиации в Канаде показывает, что количество сверхлегких самолетов составляет около 20% от всего числа зарегистрированных гражданских машин. В США, в свою очередь, говорить о конкретных значениях и вовсе не представляется возможным ввиду отсутствия требования об обязательной регистрации подобных объектов владения.
Для стран, в которых не действуют специальные правила эксплуатационного регулирования, воздушные суда рассматриваемого типа по умолчанию относятся к общей категории. Соответственно, для полетов потребуется не только прохождение стандартной сертификации, но и сдача тестов, позволяющих получить допуск к пилотированию.
Терминологии, применяемые на практике, также различаются. Британские и новозеландские власти называют самолеты сверхлегкой авиации «Ультралайт». В Италии и Франции используется сокращение ULM, а в России — аббревиатура СЛА. Существует практика деления машин исходя из принципа управления. Если речь идет об обычном сдвиге веса, то устройство классифицируется как microlight, тогда как системы с трехосевым аэродинамическим контролем относятся к категории ultralight. При этом последний класс в США отличается от других стран, а легкие аппараты, схожие с британскими «микролайт»-версиями определяются и лицензируются в отдельном порядке.
Разновидности сверхлегких самолетов
Категория довольно обширна: в ней можно встретить как модели, отсылающие к конструкциям ранней эпохи развития авиации, так и современные воздушные суда, отличающиеся неподвижной конструкцией крыльев.
В истории развития выделяют три поколения. К первому относились преимущественно дельтапланы, оснащенные компактными силовыми установками для генерации тяги во время полета. Гибкие модули, оснащенные подкосами и расчалками, позволяли осуществлять управление системой за счет перемещения веса пилота, находящегося под крыльевой частью.
Появление второго датируется серединой семидесятых годов. Подобные самолеты сверхлегкой авиации проектировались с учетом монтажа двигателя, однако верхняя часть, обеспечивающая поддержку во время полета, в большинстве случаев имела цельную конфигурацию. Стандартной практикой на тот момент стало применение управленческой конструкции с двумя осями: поворот или наклон стика обеспечивал изменение положения рулей в соответствии с заданной траекторией.
Важный нюанс — отсутствие элеронов, которое исключало возможность напрямую контролировать угол крена машины во время выполнения маневров. Некоторые разработчики предусматривали установку верхних спойлеров и рулевых педалей. В качестве примера можно привести такие известные модификации, как «Птеродактиль Асендер» или «Квиксильвер МХ».
Третье поколение относится к ранним восьмидесятым. Новые летательные аппараты отличались наличием целого крыла, предусматривающего опцию отсоединения, и в целом напоминали структурой современные планеры. Подавляющее большинство машин оснащались системой управления на трех осях, популярность которой сохраняется и сегодня. Среди наиболее популярных представителей класса стоит выделить «Челленджер», «Кольб» и «Т-Берд».
Самолеты малой авиации без жесткого крыльевого каркаса
В данную категорию входят отдельные модели, также классифицируемые в рамках СЛА, но имеющие определенные отличия от стандартных конфигураций. К их числу относятся:
- Мотодельтаплан. Облегченные системы с подвесным мотором, обеспечивающие возможность старта «с ног».
- Дельталет. Если машины первого поколения управлялись только за счет смещения веса, то в данном случае конструкция также предусматривает наличие тележки на трех колесах, несущей силовую установку и пилота. Настройки летательных аппаратов можно поменять с помощью бара — так же, как и в случае с дельтапланом. К числу эксплуатационных преимуществ относят высокую скорость подъема и отсутствие ограничений по условиям взлетной площадки. Из минусов стоит выделить меньшую скорость в сравнении с ультралайтами, оснащенными статичными крыльями.
- Мотопараплан. Модели с двигателем, который располагается за спиной у пилота. Конфигурация крыла идентична обычным парапланам, запуск в полет осуществляется «с ног».
- Автожир. Еще одна разновидность тележек, имеющая такой же мотор, как и мотодельтаплан. Основное отличие — замена крыльевой части на горизонтальный винт, который вращается под действием входящего воздушного потока. Концепция в целом напоминает вертолет с автоматической ротацией, благодаря которой формируется подъемная сила. Большая часть существующих автожиров представляют собой конструктивную разработку на базе модели «Bensen-8».
- Паралет. Конструкция с парапланерным крылом и двигателем, по сути, представляющая собой сверхлегкий самолет с преимуществами и недостатками мотодельтаплана.
- Аэростат. Один из самых популярных форматов начала прошлого века по-прежнему востребован. Большую часть подобных систем выпускают французские и австралийские компании. Среди предлагаемых вариантов есть как модели с корзинами, рассчитанными только на самого пилота, так и воздушные суда для нескольких пассажиров.
- Вертолет. Летательные аппараты на одно или два места считаются СЛА в различных странах, включая Новую Зеландию и США.
Если у вас есть желание осуществить воздушную прогулку, предлагаем обратиться в компанию «Полетомания». На нашем сайте вы сможете заказать подарочную карту на полет на CESSNA 152/172, Sky Ranger, Sport Cruizer/Zodiach CH650, а также на других летательных аппаратах на выбор.
Электрические сверхлегкие самолеты
Результаты исследований, проведенных за последние годы, подтверждают наличие возможности замены ДВС на электродвигатели. Мотивация к разработке подобных решений обусловлена как стремлением сохранить окружающую среду, так и возможностью сэкономить на топливе, которое постоянно дорожает. Практика показывает, что маломощные машины не уступают аналогам по техническим характеристикам, и могут переходить в режим парения за счет восходящих воздушных потоков, что позволяет экономить заряд аккумулятора.
Безмоторные и моторные СЛА
В данной классификации выделяют две группы:
- Конструкции, не предусматривающие наличия дополнительного генератора тяги, к числу которых относятся парапланы, мускулолеты и дельтапланы.
- Аппараты с двигателями, обеспечивающими подъем в воздух и последующий полет — дельталеты, автожиры, мотопарапланы и легкие вертолеты и т.д.
Популярные самолеты, относящиеся к категории сверхлегкой авиации
Диапазон существующих модификаций и марок довольно обширен. Отдельные версии пользуются особым спросом целевой аудитории за счет установки надежных силовых агрегатов, оптимизации летных характеристик и эргономичности внутреннего пространства. Абсолютным лидером индустрии можно считать американскую компанию «Цессна», на счету которой немало удачных примеров разработки СЛА. Речь, в частности, идет о моделях Encore, Bravo и CJ2.
Еще один известный аппарат — Hawker 400, который представляет собой реактивное судно с двумя двигателями и признается одним из лучших вариантов для корпоративного сообщения. В распоряжении администраций ведущих стран мира также поставляются Learjet 45-45XR, отличительными особенностями которых можно считать высокую взлетную и полетную скорость, сбалансированную аэродинамику и элегантный дизайн салона. Если же речь идет о протяженных маршрутах, то решать логистические задачи помогает разработанный инженерами из Бразилии Phenom 300. Вместительность самолета бизнес-класса — до 9 пассажиров, а максимальная дальность — свыше 3000 км.
Особенности бортов сверхлегкой авиации
Таким образом, к рассматриваемой категории относятся летательные аппараты, отвечающие вышеуказанным весовым, скоростным и мощностным характеристикам. Термином «частной авиационной практики» также охватывают силовые установки, авионику и прочие разновидности оборудования, устанавливаемого на подобные СЛА, центры и площадки, обеспечивающие их обслуживание, а также системы, применяемые в рамках организации полетов.
Направление, снискавшее популярность еще во времена СССР, остается актуальным и сегодня. В современных реалиях машины сверхлегкой авиации используют в спорте, развлечениях, корпоративных и экскурсионных целях. Совершенствование технологий способствует повышению надежности и мощности самолетов, а их технические параметры позволяют совершать вылеты в труднодоступные зоны, где не представляется возможным регулярное сообщение обычного формата.
Правила обучения
Для управления аппаратами СЛА необходимо пройти специальную обучающую программу, преподаванием которой занимаются аэроклубы. Норматив по допуску за штурвал составляет 15 часов, однако на самом деле освоение дается курсантам заметно сложнее из-за специфики применяемых систем и необходимости адаптации. Следует подчеркнуть, что ни один инструктор не предоставить студенту возможность лететь самостоятельно до тех пор, пока не будет полностью уверен в закреплении ключевых теоретических знаний и практических навыков.
В отсутствие свидетельства пилоты считаются любителями и могут использовать машины исключительно на низком уровне высоты, перемещаясь по коротким маршрутам в районе аэродрома. Здесь также необходимо присутствие обучающего специалиста.
Подведем итоги
Популярность самолетов легкой и сверхлегкой авиации обусловлена сразу несколькими факторами. Современные модели, предлагаемые производителями, обеспечивают оптимальные условия для обучения техникам пилотирования и покорения высоты на компактных и надежных летательных аппаратах. Полетать на Cessna 172, Sky Ranger, Sport Cruizer/Zodiach CH650 вы можете, обратившись в компанию «Полетомания». Мы предлагаем большой выбор подарочных сертификатов по самой выгодной цене в Москве.
Вопрос-ответ
Самые известные представители СЛА?
К числу наиболее значимых для истории образцов можно отнести Piper Cub, Beech Bonanza, Cessna 172 и Cirrus SR22. Некоторые из них обрели по-настоящему культовый статус среди любителей авиастроения.
В каких сферах применяются подобные модели?
Машины используются для организации любительских полетов и спортивных соревнований, а также применяются в развлекательных и корпоративных целях.
По каким критериям различают?
Воздушные суда отличаются конструктивными характеристиками, наличием и типом силовой установки, системой управления и иными аспектами. Развитие малой авиации обусловливает периодическое появление новых модификаций.