В истории о том, кто придумал и создал первый парашют, существует великое количество недосказанностей. О попытках прыжков со скал и деревьев с помощью конструкций, напоминающих обыкновенный современный зонтик, рассказано в многочисленных древних летописях. Правда, эксперты подвергают подобные данные внушительным сомнениям, ведь никаких способов их проверки у исследователей нет. Тем более что большая часть упомянутых экспериментов так или иначе заканчивалась смертью очередного отважного испытателя.
Считается, что базовые более или менее грамотные опыты, связанные с процессом создания пирамидальных куполов для быстрого спуска с разнообразных высот, провел легендарный Леонардо да Винчи. По крайней мере, об этом свидетельствуют его рукописи, оформленные в далеком 1485 году. Однако вокруг фигуры легендарного итальянского художника, ученого и изобретателя сконцентрирован слишком значительный объем ничем не подтвержденных слухов. Именно поэтому разбираться с темой разработки первого парашютного устройства следует максимально предметно.
Когда был изобретен парашют — старинные времена
В древние века люди пытались совершать прыжки с разнообразных возвышенностей, защищая себя от неконтролируемого падения изделиями, чем-то напоминающими современные дождевые зонты. Определенное количество таких попыток описано в исторических документах. Правда, большая часть «испытаний» заканчивалась увечьями и летальными исходами — экспериментаторы о законах сопротивления воздуха, конечно же, не знали.
Основная причина всех проблем заключалась в отсутствии стабилизаторов — технологических отверстий, пропускающих атмосферный поток через центр купола. Этот элемент предусматривает неконтролируемые маятниковые вращения, мешающие адекватному спуску. Из-за нередких смертей и регулярных неудач специалисты прошлого утратили интерес к конструкции парашюта. Дальнейшие работы в рамках данного направления были инициированы спустя многие столетия, ближе к концу XV века.
Именно в 1485 году Леонардо да Винчи оформил идею стартового более или менее адекватного парашютного устройства в виде своеобразных чертежей. Его аппарат напоминал обыкновенный шатер из тканого полотна с длиной сторон в районе 6,5-7 м.
Первые теоретики
История создания и изобретения парашюта выглядит тайной за семью печатями только для самых непосвященных. На практике оказывается, что современные эксперты сумели выявить целый набор ученых, внесших невероятный вклад в развитие и становление отрасли мирового парашютизма:
-
Р. Бэкон — британский исследователь, упоминавший в научных трудах (датированных XIII веком) о том, что человек может опираться на воздушную массу, применяя при этом особую выпуклую плоскость.
-
Леонардо да Винчи — фактически создатель рассматриваемого изделия, сделавший своеобразный научный прорыв в 1485 году, с его шатром из нетканого полотнища без лишних прорезей.
-
Фауст Веранчино — римский гений, подробно описавший агрегат для спуска со всевозможных высот и нагромождений. Сумел выявить корреляцию между массой испытателя и объемом купола.
Правда, во времена появления по-настоящему грамотных чертежей парашютного устройства территории Европы преимущественно страдали из-за многочисленных военных кампаний. Великие свержения правителям и аристократам были не нужны, и потенциально эффективные эскизы отправились пылиться на полки древних библиотек.
Практические попытки и авторы
В течение долгих лет людей, желающих попытать удачу и шагнуть с громадного холма, экспериментаторам отыскать не удавалось. Со стороны занятие выглядело максимально сомнительно, напоминая, скорее, классический способ самоубийства.
Именно на этом этапе изучения истории мирового парашютизма у экспертов появляются значительные разногласия. Итальянцы, чехи, венгры — потенциальных кандидатов на статус создателя первого работоспособного купола по-настоящему много. Однако главным из них считается французский герой Себастьян Ленорман.
Он совершил прыжок 26.11.1783. Забравшись на башню обсерватории, находившуюся недалеко от Монпелье, изобретатель спокойно сделал шаг в пропасть, и успешно приземлился на твердую поверхность, не потеряв равновесия. Впоследствии в честь испытателя была создана уникальная гравюра, демонстрирующая его отважный подвиг. Экспериментатор подарил своему куполу привычное современным людям название со сдвоенной этимологией — «пара» означает «против», а «шюте» соразмерно со словом «падение».
В каком году изобрели парашют и когда был первый прыжок — XIX век и наши дни
Парашютизм — это своеобразное искусство, которое всегда притягивало внимание огромного количества людей, интересующихся вопросами полетов и планирования. Кроме того, оно вызывает чувство неподдельного увлечения и у непосвященных — лиц, желающих посмотреть на невероятное представление ради присущего ему азарта и экстрима. Успех Луи Ленормана стал причиной повсеместного развития отрасли. В мире появились многочисленные парашютисты-аэронавты, демонстрирующие публике свои способности, параллельно зарабатывая на этом занятии деньги.
В их число вошел, например, Андре-Жак Гарнерен, в 1803 году получивший статус одного из первых воздухоплавателей. В 1806 г. русский специалист Александровский повторил успех своего иностранного коллеги и также успешно прыгнул с аэростата (шара). Смельчак благополучно добрался до твердой поверхности и был встречен невероятными овациями интересующейся его подвигами аудитории.
К концу XIX века огромную популярность получили члены семейства Древницких, проживавшие на территории Варшавы. В одном только Санкт-Петербурге они совершили порядка 10 прыжков, окончательно убедив общественность в том, что парашютизм — это не только экстремальное, но и абсолютно безопасное занятие. В аналогичном русле протекала карьера Альберта Берри и Джордии Томпсон. В общем, в те годы отрасль переросла из стадии опасного увлечения во что-то более обыденное.
Необходимость прыжковых куполов в авиации
За четверть века до Первой мировой войны люди впервые осваивают технологии из отрасли классического самолетостроения. Парашюты из средств развлечения посетителей разнообразных ярмарок превращаются в прикладные инструменты, используемые для сохранения жизни летчиков. Правда, классические «зонты» и «палатки» с огромной длиной сторон внутрь мини-планеров сначала не помещались. Решить эту проблему смог Глеб Евгеньевич Котельников — наш соотечественник, ставший, по сути, отцом современного парашютизма.
Купольная часть разработанной им конструкции была круглой (конечно же, с центральным стабилизатором, пропускающим часть воздушного потока и препятствующим неконтролируемому вращению). Система укладывалась в специализированный железный контейнер — своеобразный рюкзак, навешиваемый на спину испытателя. На дне коробки находился достаточно простой, но в то же время эффективный механизм, состоящий из нескольких пружин и креплений. Для приведения его в действие нужно было потянуть за привычное кольцо. Впоследствии металлический каркас сменился мягкой тканевой оболочкой.
Пробное испытание
Краткая история изобретения и создания парашюта (в его современном виде) не может обойтись без описания первого прыжка. Он действительно прошел успешно, вот только результаты зрителей удивили. Глеб Евгеньевич Котельников, специально для эксперимента, изготовил особый манекен — точную копию человеческого тела. Эксперт назвал его Иваном Ивановичем, а затем скинул с самолета, предварительно позаботившись об интеграции системы автоматического вытягивания кольца.
Впрочем, в итогах события никто не сомневался — немного ранее, 2 июня 1912 года, специалист сбросил с планера полноформатный автомобиль. Машину привязали к куполу буксировочными крюками, разогнали до предельной скорости, и направили в сторону скального обрыва, зафиксировав руль и коробку переключения передач. До прямого падения дело не дошло — транспортное средство затормозило из-за заглохшего мотора — раскрывшееся полотно заставило его резко снизить скорость до нуля.
Зимой 1913 г. парашютный модуль РК-1 (русский, инженера Котельникова, модель первая) был представлен на всемирно известном конкурсе в Париже и Руане. Его презентацией занимались сотрудники компании «Ломач». Уже 5 января с его помощью был осуществлен полноформатный прыжок — вместо манекена в подвешенном состоянии находился настоящий человек, с легкостью перенесший все тяготы контролируемого падения.
Первый изобретатель парашюта — жизнь и разработки Глеба Евгеньевича
Отец современного парашютизма родился в Северной столице, в далеком 1872 году. В его семье уже был один именитый ученый — папа считался светилом математики и обладал званием профессора в области прикладной механики.
Мать нашего легендарного соотечественника, наоборот, отличалась гуманитарным складом ума. Она была страстной любительницей творчества, художественных работ и всевозможных театральных постановок. Родители сумели привить своему ребенку сразу два, казалось бы, несовместимых друг с другом увлечения. Котельников применил свои навыки, закладываемые в его голову с детских лет, для создания исключительно технического, но в то же время максимально эффектного устройства.
Военный, чиновник, актёр и изобретатель
С годом изобретения парашюта в его современной итерации мы разобрались, осталось получше погрузиться в историю жизни автора удивительного изделия. Глеб Евгеньевич проявил недюжинный интерес к конструированию с раннего возраста.
Сначала под его руку попадались только простые модели и игрушки, но с течением времени небольшое увлечение переросло в полноформатное призвание. В 1984 г. будущий отец парашютизма окончил Киевское военное училище и отправился на армейскую службу. Отбыв там положенный трехлетний срок, он ушел в запас и устроился на обыкновенную работу, на должность провинциального акцизного чиновника.
Серые будни госслужащего Котельников разбавлял процессом создания театральных постановок. В 1910 г. он отправился в родной СПб за получением должности в труппе Народного дома.
Прообраз парашюта и трагедия
По легенде Глеб Евгеньевич задумался о собственной модели купола после того, как увидел медленное падение (а скорее — планирование) шелкового платка на сцене одного из питерских театров. В те же дни отец парашютизма посещал Всероссийский праздник воздухоплавания — грандиозный фестиваль, также проходивший на территории Северной столицы. Именно здесь случилась страшная авария, ставшая причиной смерти близкого друга Котельникова.
В 1910 году именитый летчик Мациевич хотел показать зрителям авиасалона и присутствующему там же великому князю Александру Михайловичу преимущества отечественной авиации. Он поднял самолет на невероятную высоту, заставив толпу взреветь от восхищения, после чего камнем рухнул вниз. Никаких шансов на спасение у пилота не было — машина нагрузок не выдержала и развалилась на части. Глеб Евгеньевич принял трагедию чрезвычайно близко к сердцу. Он пообещал создать такое устройство, посредством которого люди могли бы выживать даже в условиях, казалось бы, максимально неконтролируемого падения.
Изобретения Котельникова
С тем, кто изобрел парашют, и когда появился парашютизм в принципе, мы разобрались. Осталось перейти к официальной части — всевозможным инженерным патентам. Их именитый русский конструктор получил несколько:
-
Привилегия № 510 от 27 октября 1911 года. Спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым в воздух куполом.
-
Патентный бланк № 438 612. В отличие от предыдущего, оформлен не на территории России, а во Франции.
Удивительно, но первая модель конструкции РК-1 добралась до реальных практических испытаний всего спустя 10 месяцев после начала активной разработки.
Первое показательное использование агрегата было произведено 19 июня 1912 г, в деревне Сализи (сегодня она называется, конечно же, Котельниково). Затем, в 1923 и 1924 году на свет появились аналоги РК-2, РК-3 и РК-4. В 1926 г специалист официально передал свои наработки правительству только-только зарождающегося Советского союза. Крайнее изобретение обладало уникальным 12-метровым куполом и способностью поднимать и удерживать порядка 300 кг.
История развития парашютов и парашютизма — Память о Г. Е. Котельникове
Глеб Евгеньевич застал Вторую мировую войну в Ленинграде — на территории города, практически сразу же попавшего в героическую, но в то же время страшную блокаду. После первой блокадной зимы его вывезли из опасной зоны, эвакуировав прямо в Москву.
К сожалению, чуда не случилось — пожилой изобретатель, столкнувшийся с ужасами войны, умер, не дождавшись окончательной победы. 22 ноября 1944 г он был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Его могила стала своеобразной меккой среди парашютистов всего мира — до сих пор она завалена цветами, ленточками и выкидными кольцами от купольных конструкций.
В 1949 г, деревня Сализи (точка проведения практического испытания РК-1) получила новое название — Котельниково. Именитому русскому инженеру также посвящена мемориальная табличка и целая аллея в родном для него Санкт-Петербурге. Заслуги мастера признает, в том числе и мировое конструкторское сообщество, считая его истинным первооткрывателем парашютного спорта в современном ранцевом виде. Глеб Евгеньевич сумел оставить после себя огромный и максимально положительный исторический след, прославив не только Северную столицу, но и всю Россию в целом.
Парашютизм как вид спорта
Благодаря Котельникову, почувствовать весь спектр эмоций, получаемых во время свободного и контролируемого падения с огромной высоты, сегодня может каждый. Компания «Полетомания» предлагает всем желающим приобрести сертификат на прыжок с 4 000 метров. Увлекательное воздушное приключение становится бездонным источником ярких эмоций и незабываемых впечатлений. Разобраться с особенностями процесса участникам помогают опытные инструкторы, а доставка до точки осуществляется посредством самолета L-410.
«В каком году изобрели первый парашют, и когда появился парашютизм в принципе?» — ответы на представленные вопросы можно найти в биографии легендарного русского конструктора Глеба Евгеньевича Котельникова. Человек, слишком болезненно воспринявший смерть друга и летчика Мациевича, постарался сделать так, чтобы ни один пилот после экстренных падений больше не умирал. Он создал целую серию экспертных ранцев, конструкция которых до сих пор считается примером для подражания по всему миру.