АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт на авиатренажерах Boeing 737  и Airbus A320!
Официальный сайт

Кислородные маски в самолете: для чего они нужны, правила использования

В этой статье эксперты «Полетомания» расскажут, для чего нужны кислородные маски в самолете, как ими пользоваться правильно. Они играют критически важную роль в обеспечении безопасности пассажиров и экипажа. Устройства предназначены для подачи кислорода в случае разгерметизации салона. Это оборудование дает людям возможность нормально дышать на высоте, когда давление воздуха недостаточно для поддержания жизнедеятельности.

История создания аппарата

history-mask.jpgРазработка приборов для дыхания в экстренных ситуациях тесно связана с развитием авиации и необходимостью защиты путешественников. Первые идеи использования кислорода для облегчения состояния человека в условиях разреженного воздуха возникли еще в конце XIX века. Тогда ученые начали изучать влияние высоты на человеческий организм.

Начало экспериментов

Одними из первых опытов с дыхательными устройствами стали работы французского физиолога Поля Берта, который в 1870-х анализировал воздействие низкого давления на человека. Его исследования заложили фундамент для понимания важности подачи воздуха на больших высотах. В начале XX века, с развитием авиации, внимание к этой проблеме значительно возросло. Летчики истребителей Первой мировой войны раньше всех ощутили острую необходимость в кислородных масках.

Использование приборов на борту авиалайнеров

Именно военные начали применять дыхательные аппараты в самолетах. Их полеты проходили на значительных высотах, и нехватка воздуха могла привести к потере сознания или даже гибели. Устройства того времени были довольно примитивными: они представляли собой резиновые или кожаные приборы, предназначенные для подачи чистого оксигена из баллонов.

После Второй мировой войны необходимость в обеспечении пассажиров такими аппаратами стала очевидной и для коммерческих авиаперелетов. В 1947 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) ввела обязательное требование по наличию систем притока кислорода на пассажирских авиалайнерах.

Более наглядно информация о развитии приборов для дыхания представлена в таблице.

Период Событие
1910-е Оснащение кислородными масками истребителей во время Первой мировой войны.
1920-е Улучшение дизайна устройств, введение автоматических систем подачи воздуха.
1930-е Аппараты становятся стандартом для коммерческой авиации, начинается их использование на пассажирских рейсах.
1940-е Разработка приборов с высоким потоком оксигена для пилотов во время Второй мировой войны.
1950-е Стандартизация и сертификация оборудования.
1970-е Совершенствование технологий, применение новых материалов для повышения комфорта и надежности.
Современность Интеграция приборов для дыхания в системы безопасности лайнеров, регулярные проверки и обновления стандартов.

Усовершенствование устройств

mask.jpgС течением времени технологии значительно продвинулись вперед. Современные дыхательные аппараты сконструированы таким образом, что они автоматически активируются при падении давления в кабине воздушного судна. Приборы выполнены из легких материалов и оснащены регулирующими клапанами для обеспечения оптимального уровня подачи кислорода.

Новейшие исследования направлены на дальнейшее улучшение комфорта и безопасности пассажиров. Например, разрабатываются технологии по автоматическому мониторингу состояния атмосферы внутри лайнера и адаптивному изменению состава подаваемой смеси газов.

Для каких случаев в самолете предусмотрена кислородная маска

На высоте крейсерского полета, которая может достигать более 10 тысяч метров, атмосферное давление значительно ниже, чем на уровне моря. Это приводит к уменьшению количества доступного кислорода. А при внезапной разгерметизации салона он падает до критического значения, и человек может быстро потерять сознание.

Нарушение герметичности кабины возможно по разным причинам: техническая неисправность, повреждение фюзеляжа или даже человеческий фактор. Дыхательные аппараты позволяют пассажирам оставаться в сознании, пока авиалайнер опускается на безопасную высоту, где воздух достаточно насыщен кислородом. Поэтому наличие таких устройств в салоне жизненно необходимо.

Оптимальное количество установок на борту

mask-fly.jpgНа каждом коммерческом рейсе предусмотрено достаточное число баллонов для всех людей, находящихся на воздушном судне. Также обычно установлен один добавочный прибор на ряд из трех мест – это стандартная практика для учета возможных ситуаций с детьми или дополнительными пассажирами. Такое распределение обеспечивается для того, чтобы каждый человек имел возможность воспользоваться средствами защиты.

С помощью наших пилотов вы можете совершить приятный и безопасный полет на прогулочном самолете над Москвой, сделав подарок себе или близким.

Как устроены приборы для дыхания

Конструкция аппарата проста и надежна: он состоит из пластиковой чаши, которая плотно прилегает к лицу, эластичных ремешков для крепления на голове и клапана для подачи воздуха. Это позволяет легко надеть устройство даже при турбулентности. Приток кислорода начинается сразу после активации системы или после нажатия на трубку.

Авиационные компании строго следят за тем, чтобы каждая деталь оборудования безупречно функционировала и была готова к использованию в любой момент. Благодаря этим мерам путешествия по воздуху остаются одними из самых безопасных в мире.

mask-time.jpg

Конструктивные особенности

Система безопасности в самолете, включающая в себя кислородные баллоны, тщательно продумана для обеспечения быстрого реагирования в критической ситуации. Устройства автоматически выпадают из отсеков над сиденьями при падении давления в кабине. Процесс активируется сенсорами, которые реагируют на изменения атмосферы. Датчик открывает специальный замок, освобождающий аппараты из хранилищ.

Каждый прибор снабжен небольшим резервуаром с химическим источником кислорода или подключен к централизованной системе подачи газа. Это позволяет обеспечить достаточное количество воздуха на необходимый период даже при полной загрузке лайнера.

Как устроено распределительное устройство

Рассмотрим подробнее два основных способа:

  • Химические генераторы – это компактные установки, которые генерируют газообразный кислород путем реакции внутри контейнера. Они экономят пространство и обеспечивают моментальный приток газа при активации.
  • Централизованные баллоны – содержат сжатый оксиген и соединены системой трубопроводов со всеми пассажирскими отсеками.

В обоих случаях распределительное устройство снабжено клапанами регулировки потока воздуха, который позволяет поддерживать оптимальное давление для подачи газа к каждой отдельной маске.

На какой период рассчитано действие прибора

Количество времени, на которое хватит запасов, зависит от конструкции системы и ее специфики использования. Как правило, снижение давления на больших высотах происходит редко и длится недолго – от нескольких минут до получаса. Защитные механизмы спроектированы так, чтобы обеспечить подачу кислорода в течение 12–20 мин. Этого достаточно для экстренного снижения до уровня планетарной атмосферы или безопасной посадки.

instruction.png

Как пользоваться устройством в полете

Если в самолете вы услышите предупреждающий сигнал или увидите, что кислородные маски выпали, то руководствуйтесь следующими правилами:

  • Сохраняйте спокойствие, ведь паника может только усугубить ситуацию. Глубокие вдохи помогут сосредоточиться.
  • Возьмите ближайший к вам дыхательный аппарат и потяните его на себя. Это действие приведет к активации подачи кислорода.
  • Поместите устройство на нос и рот, закрепив эластичную ленту вокруг головы. Оно должно плотно прилегать к лицу для обеспечения максимальной эффективности.
  • Помогите другим. Если вы путешествуете с детьми или лицами, нуждающимися в помощи, то сначала наденьте аппарат на себя, а затем помогите им.
  • Дышите в обычном режиме. Поступающий воздух это позволяет даже при сниженном давлении.

Что будет, если не надевать дыхательное устройство

aeroplane-mask.jpgПренебрежение использованием кислородной маски может иметь серьезные последствия. Например,

  • Гипоксия. Пониженное давление на высоте приводит к снижению уровня кислорода в крови. Это состояние быстро вызывает потерю сознания и может привести к необратимым повреждениям мозга или даже смерти.
  • Дезориентация и паника. Недостаток воздуха способен вызывать чувство замешательства, что затрудняет принятие правильных решений в экстренной ситуации.
  • Физиологические нарушения. Гипоксия влияет на все системы организма (от сердечно-сосудистой до нервной), вызывая сбои их работы.

Надевание аппарата для дыхания – это элементарное действие, способное сохранить ваше здоровье и жизнь в критической ситуации. Поэтому всегда следуйте инструкциям экипажа и не игнорируйте сигналы тревоги.

Подведем итоги

Мы разобрали, почему важно наличие кислородной маски в самолете, как она работает. Это устройство позволяет значительно повысить безопасность полетов и минимизировать риски для жизни пассажиров. Благодаря технологической оснащенности современных лайнеров аварийные ситуации случаются крайне редко, однако знание правил использования дыхательных аппаратов – это необходимая мера предосторожности для каждого путешественника.

Вопрос-ответ

Что делать, если прибор для дыхания не выпал из специального отсека?

В таком случае важно оставаться спокойным и следовать инструкциям экипажа. Команда авиалайнера обучена быстрому предоставлению помощи и может воспользоваться дополнительными портативными баллонами с кислородом. Кроме того, кабины самолетов обычно спроектированы так, чтобы аварийное снижение до безопасной высоты занимало минимальное время.

Как людям, находящимся на борту, понять, что следует использовать аппарат для дыхания?

Пассажиры могут узнать о необходимости применения средств защиты благодаря визуальным и звуковым сигналам тревоги в салоне воздушного судна. Обычно процесс сопровождается автоматическим выпадением устройств из панелей, а также инструкциями по правильному надеванию приборов через систему громкой связи.

Зачем пилотам истребителей может быть нужна кислородная маска в самолете, если критического падения давления при полете не произошло?

Военным летчикам дыхательные аппараты необходимы и для выполнения маневров на экстремальных скоростях. Эти действия могут вызвать временное ухудшение подачи воздуха или его качество внутри кабины. Защитные системы постоянно обеспечивают военных чистым кислородом в полетах при любых условиях. Почувствовать, как осуществляется управление СУ-27, вы сможете с помощью авиасимулятора от «Полетомания».

Другие статьи