Средняя скорость пассажирского самолета в воздухе колеблется в промежутке от 880 до 926 км/ч, что эквивалентно 475-500 узлам и 244-257 м/с. За одну секунду многотонное воздушное судно (максимальная взлетная масса лайнера популярного Boeing-737 составляет 49 тыс. килограмм) проходит более четверти километра, испытывая невероятные аэродинамические нагрузки. Машины подобного типа позволяют людям преодолевать внушительные расстояния, доставляя за считаные часы до пункта назначения.
Любопытно, что первый в мире борт, предназначенный для перевозки грузов и нескольких десятков человек, был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе, под руководством Игоря Сикорского. Четырехмоторный деревянный биплан с современными суперджетами ничего общего не имел, но все равно мог разгоняться до 105 км/ч. Конструкция, названная в честь былинного героя русских сказок Ильи Муромца, впоследствии поставила целый набор рекордов по высоте, грузоподъемности и количеству времени, проведенного в небе.
Какая средняя скорость полета у пассажирского и гражданского самолета
Скоростные характеристики — фактор, который определяет практически все свойства и особенности лайнера. Именно от них зависит комфорт пассажиров и доход авиакомпании. Если речь идет о перелете из Москвы в Санкт-Петербург, то в данном случае расстояние между городами в пределах одной страны невелико. Другое дело рейсы межконтинентального характера. Общая продолжительность прямого полета между столицей России и Вашингтоном колеблется в районе 10 ч. 27 мин. Любое увеличение времени в большую сторону доставит пассажирам неудобства.
На сегодняшний день в гражданской авиации тихоходных конструкций нет — современные самолеты летают невероятно быстро, иногда превосходя скорость звука. Широкий диапазон скоростных возможностей позволяет им обеспечивать большие объемы перевозок и придерживаться расписания в максимально точном формате.
При взлете
Старт, наравне с приземлением — один из самых сложных в техническом плане моментов. Машина массой в несколько десятков тонн отрывается от земли за счет мощного атмосферного потока, нагнетаемого лопастными узлами, приводимыми в движение мощнейшими силовыми установками. На качество процесса влияет абсолютно все — от погодных условий и уровня ветрености до мастерства пилотов, находящихся в кабине. Возможность человеческой ошибки здесь исключается специализированной электроникой и усовершенствованным программным обеспечением.
Средняя скорость гражданского пассажирского борта при взлете составляет порядка 99-111 км/ч, с постепенным увеличением до 340-360 км/ч. Уже на этом этапе современные авиалайнеры существенно обгоняют пионерские конструкции авиационной отрасли — того же четырехмоторного деревянного биплана «Илья Муромец». Отрываясь от земли, летчики должны учитывать расположение аэропорта, протяженность взлетной полосы, а также влажность и давление атмосферы.
В полете
Среднестатистическая крейсерская скорость воздушного судна, участвующего в коммерческой перевозке пассажиров, колеблется в районе 880-926 км/ч, что эквивалентно 475-500 узлам. Добиться столь внушительного разгона удается благодаря целому ряду аэродинамических параметров, а также работы мощных двигателей. Многотонная машина не только отрывается от земли, но и осуществляет движение без резких ускорений и подтормаживаний (за исключением опасных и критических моментов).
Впрочем, средняя скорость самолета в метрах в секунду — это динамическая величина, на которую влияют множество показателей. Важную роль играют цифры общей грузоподъемности. Чем больше груза в багажном отделении, тем хуже скоростные характеристики лайнера. Именно поэтому к процессу размещения багажа в аэропортах относятся с максимальной строгостью, запрещая перевозить тяжелые чемоданы без дополнительной оплаты.
При посадке
Приземление — невероятно сложный этап полета, требующий от пилотов предельного уровня концентрации и сосредоточенности. Любая допущенная ими ошибка может привести к катастрофе. На этот случай действия летчиков дублируются и контролируются особыми программными и аппаратными комплексами, входящими в состав электронно-цифрового автопилота. Кроме того, пилоты постоянно находятся на связи с диспетчерами, получая от них всю необходимую информацию — метеосводку, данные о состоянии аэродрома и пр.
В момент посадки гражданский пассажирский авиалайнер снижает скорость до 93-102 км/ч, что эквивалентно 25-28 м/с. Подобный разгон уже не выглядит столь внушительно — сравнить его можно с движением любого легкового автомобиля, передвигающегося по пригородной трассе с минимальными ограничениями на быстрое движение. Однако водителям, в отличие от пилотов, не нужно преодолевать инерцию, учитывать массу конструкции в несколько десятков тонн, внимательно отслеживать погодные изменения за бортом.
Получить опыт самостоятельного взлета, продолжительного пребывания в воздухе и приземления сегодня может каждый. Компания «Полетомания» предлагает к продаже сертификаты на посещение пилотажной практики в Москве. Каждый, кто купил карту, сможет побывать в кабине ЯК-52, Sky Ranger или Tecnam 2002p Sierra, в сопровождении опытного инструктора.
С какой средней скоростью летит самолет: мировые рекорды гражданской авиации
Абсолютно все машины, предназначенные для перевозки пассажиров, можно условно разделить на две большие категории:
-
Являющиеся собственностью крупных авиакомпаний. Речь идет о больших лайнерах, которые можно встретить на взлетных полосах различных мировых аэропортов.
-
Владение частных фирм. К этой категории относятся коммерческие модели и конструкции («Цессны» и «Скай-Рейнджеры»), отличающиеся небольшими размерами.
Формально и те и другие воздушные судна относятся к гражданской авиации. Однако характеристики, цели и задачи у них принципиально разные.
Огромный Boeing-737, из-за существенного веса и внушительной грузоподъемности, разгоняется до 917 км/ч. До рекорда ему не так уж и далеко — сегодня самый быстрый пассажирский борт разгоняется до 950 км/ч, что примерно сопоставимо со сверхзвуком (1 234 км/ч или 343 м/с). Впрочем, авиационная отрасль на месте не стоит, и на рынке появляются все новые модели с усовершенствованными параметрами.
Что определяет среднюю скорость самолета при взлете и движении
Диапазон скоростных свойств и достигаемых высот в нормальных режимах — основной технический параметр любого современного лайнера. Минимальный разгон конструкции ограничен характеристикой сваливания, ниже уровня которого силы (создаваемой лопастями, подключенными к мощным силовым установкам) для удержания весящей несколько десятков тонн машины в воздухе недостаточно. Предельные цифры, наоборот, варьируются в зависимости от тяги двигателей и надежности фюзеляжа.
Свою роль играют и сторонние факторы — они не остаются без внимания инженеров и учитываются при проектировании. В список наиболее важных элементов полета входит, например, температура и плотность воздушного потока. Чем атмосфера холоднее и разряженнее, тем быстрее двигается судно. На большой высоте атмосферное сопротивление минимально, поэтому конструкция летит намного скорее.
В расчет берется и показатель ветрености — он может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от направления движения. Перелеты из Москвы в Токио занимают меньшее количество времени, чем обратные рейсы, именно из-за того что массы воздуха в Северном полушарии перемещаются с запада на восток.
Причины, по которым пассажирские самолеты не летают на сверхзвуковых скоростях
Современная авиаиндустрия вполне способна выпускать лайнеры, готовые переходить на сверхзвук движением рук пилота, однако отраслевые специалисты предпочитают с этим не спешить. Практика показала, что аппараты с подобными возможностями теряют целую серию эксплуатационных характеристик в плане:
-
надежности — механической прочности;
-
экономичности — объема расходуемого топлива;
-
универсальности — приобретения узкой специализации;
-
обслуживания — нужды в регулярной профилактике.
Представим, что среднестатистический быстрый борт сегодня способен разгоняться до 800 км/ч. При переходе на сверхзвуковой режим функционирования он с легкостью бы преодолевал планку в 2 100 км/ч, что в 2,5 раза лучше. Правда, в таком случае машина перестанет считаться безопасной. В мире существует всего лишь два типа гражданских лайнеров СЗ-формата — советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд».
Надежность
Мы рассказали про среднюю скорость пассажирского самолета «Боинг». Теперь можно затронуть тему перевода подобных конструкций на сверхзвук. Первым главным фактором, мешающим развиваться авиационной отрасли в этом направлении, становится недостаточная прочность материалов. Многотонная махина, разогнавшаяся до 343 м/с, испытывает невероятные физические, механические и климатические нагрузки, которые могут привести к серьезным аварийным поломкам.
Причем менять форму судна и усиливать места, подвергаемые наибольшему давлению, нельзя. Для достижения сверхзвуковой планки машине необходима обтекаемая геометрическая проекция, обеспечивающая наилучшие аэродинамические характеристики. Здесь и возникает проблема: с одной стороны, лайнер может развалиться на части, а с другой – не достигнет порога СЗ из-за массивной дополнительной защиты.
Экономичность
Второй фактор, из-за которого отраслевые специалисты не могут начать промышленный выпуск авиалайнеров на сверхзвуке, — это экономика. Дело в том, что такие конструкции потребляют огромные объемы горючего топлива. Асинхронные силовые установки должны обеспечивать огромную мощность, вращая лопастные узлы с невероятной быстротой. Соответственно, каждый старт обходится намного дороже, особенно если проводить параллели и делать аналогии с обыкновенными, дозвуковыми гражданскими пассажирскими бортами.
Здесь кроется еще одна проблема — необходимость добавлять в конструкцию большие топливные баки, а для этого нужно определиться с размещением. Так как любые неисправности в системе могут привести к возгоранию инертных веществ. Объем пространства, пригодного для монтажа таких внушительных емкостей, минимален, а сами изделия меняют геометрическую проекцию машины, влияя на ее эксплуатационные аэродинамические характеристики самым прямым образом.
Узкая специализация
Средняя скорость самолета в км/ч и м/с действительно может превышать планку сверхзвука, но только тогда, когда подобный разгон жизненно необходим. Например, военные истребители обгоняют звук в два раза и более, за счет продуманной обтекаемой формы и по-настоящему мощных силовых установок. Пилотам подобные возможности нужны для выживаемости — ведь случаются ситуации столкновения с противниками, когда необходимо вести воздушный бой, заходить на цели, расположенные на земле, выполнять фигуры высшего пилотажа или уходить от преследований.
Процессы, связанные со взлетом и посадкой таких джетов, реализуются на специализированных армейских аэродромах с увеличенными полосами. Оборудовать такую инфраструктуру в гражданских портах практически невозможно. На переоснащение локаций по всему миру государству и профильным организациям придется потратить миллиарды рублей, что на данный момент нецелесообразно. Именно поэтому воздушные судна, способные перешагнуть за черту сверхзвука, сегодня используются очень редко.
Частое техническое обслуживание
Сверхзвуковая машина, пребывающая в состоянии движения, испытывает невероятные нагрузки — распределенную массовую и сосредоточенную. К ним добавляются силовые факторы в виде изгиба, скрутки и сдвига крыла. Давление настолько велико, что из строя постепенно выходят даже самые прочные детали, изготовленные из современных материалов и зафиксированные многочисленными высококлассными креплениями. Естественно, что все узлы аппарата после каждого рейса необходимо подвергать тестам и предметному анализу.
Состояние фюзеляжа, заклепочные зоны, корректность функционирования электроники — перечень объектов, нуждающихся в пристальном исследовании, крайне широк. Подобные осмотры существенно усложнят процедуру выполнения обыкновенных полетов, а также заставят владельцев аэропортов закупаться специализированным диагностическим оборудованием. Идти на подобные шаги люди не хотят, продолжая отказываться от сверхзвука.
Какова средняя скорость самолета — примеры скоростных характеристик пассажирских авиалайнеров
В гражданской авиации имеется множество уникальных машин, которые обладают исключительными эксплуатационными возможностями. В число рекордсменов в плане скоростных параметров входят:
-
Ту-134 – 850 км/ч.
-
Ту-154 – 950 км/ч.
-
Ту-204 – 850 км/ч.
-
SSJ-100 – 830 км/ч.
-
ИЛ-62 – 850 км/ч.
-
ИЛ-96 – 900 км/ч.
-
Airbus A310 – 858 км/ч.
-
Airbus A320 – 853 км/ч.
-
Airbus A330 – 925 км/ч.
-
Boeing-747 – 917 км/ч.
-
Boeing-777 – 891 км/ч.
Впрочем, обозначенные цифры человеку, не связанному с пилотированием, практически ни о чем не говорят.
Ощутить на себе чудеса многократных перегрузок и, наконец понять, что чувствует пилот, находящийся за штурвалом мощнейшего воздушного судна, можно с помощью компании «Полетомания». Мы предлагаем к продаже сертификаты на пилотажную практику в Москве, позволяющие побывать на борту ЯК-52, Sky Ranger или Tecnam 2002p Sierra.
Подведем итоги
В статье мы рассказали, о средней скорости самолета, сколько составляет км/ч, от чего зависит разгон. Упомянули, что обычный пассажирский борт, нагруженный людьми и багажом, редко разгоняется до крейсерских 800-900 км/ч. С небольшими коммерческими и частными машинами дела обстоят по-другому. Они с легкостью перешагивают через планку сверхзвука, например, в моменты выполнения фигур среднего пилотажа. Аналогичным образом дела обстоят и с армейскими истребителями — для них разгон становится необходимым для выживания при несении службы.
Вопросы-ответы