Наш обзор посвящен тому, как стать пилотом легкомоторной или гражданской авиации и где нужно учиться, чтобы после учебы поднять самолет в воздух над просторами России и не только. Медлительные дирижабли, юркие мини-вертолеты или тяжелые транспортники требуют серьезного погружения и долгих часов подготовки.
Общее представление о профессии
Главным звеном авиакадров являются летчики — люди, которые пилотируют любые виды летательных аппаратов (ЛА). Они должны обладать стрессоустойчивостью, развитой координацией, глубокими познаниями в технике и аэродинамике. Все это сочетается с высокой ответственностью, необходимой для управления небольшим вертолетом, легкой Цесной, истребителем или гигантским транспортником. Ведь без концентрации на полетных условиях, уверенности в своих действиях, знании и опыте невозможно безопасно доставить пассажиров или груз, совершить посадку или взлет, уверенно выйти из экстремальной ситуации.
Любители или коммерческие пилоты
В авиации присутствует несколько градаций для лиц, управляющих авиатранспортом:
- Пилот-любитель (PrivatePilotLicense) проходит подготовку в летно-учебных центрах при авиаклубах. Лицензия выдается без права осуществлять любые формы предпринимательской деятельности. Подходит для семейного авиатуризма, проведения досуга, собственных деловых перелетов.
- Диплом авиашколы или училища, согласно российским законам, необходим для получения CPL (Commercial Pilot License). Лицам, имеющим такую лицензию, можно получать вознаграждение за свою работу, им разрешается проводить авиаэкскурсии, обработку полей, мелкие грузо-пассажироперевозки и т.д.
- Чтобы стать линейным летчиком гражданской авиации, нужно обладать профобразованием, что важно, так как авиакомпании в России признают только государственные дипломы. Движение по служебной лестнице начинается с помощников, чаще на региональных маршрутах, а после определенного налета возможно начало карьерного роста. Лицензия называется ATPL (Airline Transport Pilot License).
Возрастные ограничения отсутствуют, поскольку к учебе и лицензированию допускаются здоровые граждане с 18 до 60 лет, способные оплатить обучающий курс.
Как получить профессию авиатора
В РФ имеется большой выбор легкомоторных аппаратов в широком ценовом диапазоне, который начинается от 5 млн.рублей, что соответствует цене четырехместного ЯК-18Т. Однако к их пилотажу допускаются люди, прошедшие учебу и имеющие права, которые можно получить в летно-тренировочном центре, школе, училище. Выбор, куда именно поступить, зависит от квалификационного класса и будущей сферы деятельности. В состав обучающего курса входит теоретическая подготовка и практика, объем которой зависит от скорости освоения курсантом техники и пилотажа.
Стоимость обучения
В зависимости от выбранного класса имеются различия в расценках тренировочного курса:
- Суммарная стоимость может варьироваться от 900 тыс. до 1 млн. рублей.
- Занятия по теории и авиатренажер стоят в районе 220 тыс. руб.
- Самая дорогая часть – это практика, которая может обойтись в полмиллиона при минимальных 40-50 часах налета.
- ВЛЭК (Врачебно-летная экспертная комиссия) около 6 тыс. руб.
В случае сомнений можно воспользоваться ознакомительным мини-курсом, включающим авиатренажер и учебно-практическое пилотирование в реальном полете. Это поможет оценить свои желания, опробовать ЛА в разных полетных режимах, принять решение о полноценном тренинге. Расценки таких мини-курсов – до 19 тыс. Если выпускником приобретено воздушное судно (ВС) иной модели, чем то, на чем проходила учеба, то обучающий мастер-класс обойдется в пределах 7-32 тыс.
Как выучиться на летчика: пошаговый план для будущего пилота
Существует определенный алгоритм, которого следует придерживаться:
- Созвонитесь по горячей линии с кол-центром учебного центра аэродрома в вашем городе или направьте письмо по электронной почте и договоритесь об удобном времени визита.
- Возьмите ознакомительный мини-курс, а при твердой уверенности – запишитесь на тренинг, обязательно пройдите ВЛЭК.
- Завершите все обучающие этапы с требуемыми часами налета, сдайте экзамен и получайте лицензию любителя.
Сколько стоит частный самолет
Чрезмерная бюрократизация малой авиации делает прохождение процедур слишком дорогим – иногда их стоимость может превысить покупку самого ЛА. Поэтому к оформлению лучше приступить после получения прав. Расценки на ВС:
- Покупка четырехместного аэроплана ЯК-18Т или старенькой Cessna-150F обойдется от 5-5,5 млн. руб.
- Современные модели начинаются от 30 миллионов и доходят до 60-70.
- Изредка на рынке появляются недорогие аграрники в 1-1,5 млн, но они отличаются относительно узкой специализацией.
Кроме стоимости, надо предусмотреть оплату регистрационного номера, сертификата, подтверждающего эксплуатационную годность и страховки. Обязательным является подписание договора на базирование и техсервис – в зависимости от типа стоянка обходится 15-30 тыс. рублей ежемесячно. Прайсы гостевых паркингов колеблются в границах 1-1,5 тыс. руб.
Что нужно, чтобы стать пилотом гражданской авиации в России
Попасть в летный состав авиакомпании можно при наличии профобразования, получаемом в академии или училище. Ключевое требование – диплом должен быть государственного образца РФ. Условия найма лиц с госдипломом о высшем и среднем образовании идентичны – выпускник летного авиационного училища может претендовать на те же условия работы, что и летчик после окончания университета. Для специалистов, окончивших иностранные ВУЗы, частные центры и летно-учебные заведения, найти вакансию у российских авиаперевозчиков не удастся. Им следует пройти длительную переаттестацию.
Где можно отучиться на пилота гражданской авиации: как стать летчиком
Обучиться можно в высшем учебном заведении или летном училище, а также в коммерческих аэроклубах, аккредитованных и сертифицированных госструктурами.
Академия
Обучение продолжается пять лет. В учебное заведение поступают после вступительных экзаменов и тщательной медкомиссии. Подготовка ведется по линии:
- Московского технического университета.
- Ульяновского гражданского института.
- Санкт-Петербургского университета.
По окончании важно нацелиться на место «второго» специалиста на борту у небольших авиаперевозчиков для накопления полетных часов с дальнейшим переходом на более оплачиваемое место.
Летное училище
Для получения среднеспециального образования по профессии пилот гражданского направления авиации нужно пройти учебу в каком-либо из перечисленных учебных заведений:
- Омский колледж.
- Сасовское ЛУ.
- Краснокутское ЛУ.
- Бугурусланское ЛУ.
- Авиа-технические колледжи в городах: Егорьевск, Кирсанов, Рыльск, Троицк.
Коммерческие аэроклубы
По окончании тренинговых курсов на базе коммерческого аэроклуба заниматься предпринимательством в летном бизнесе запрещено. Занятия проходят на протяжении полугода и включают углубленное изучение теории, азов аэродинамики, тренировки на авиатренажере. Значительное время уделяется тренировочным полетам, налет по которым должен составлять минимуму до 40 часов, чтобы быть допущенными до экзаменов.
Какие предметы нужно сдавать для обучения на летчика гражданской авиации в России
Существует ряд требований, без которых поступление невозможно:
- Хорошие результаты по итогам медкомиссии и психологического тестирования. Абитуриент должен обладать отличным состоянием вестибулярного аппарата, безупречной сердечно-сосудистой системой, отсутствием проблем с глазами.
- Проходной балл по ЕГЭ начинается от 244.
- Проверяются знания русского языка, математики, физики. В отдельных случаях русский может быть заменен на информатику.
- Привилегии имеют отличники, медалисты, обладатели спортивных званий и разрядов, призеры первенств.
Сколько учатся на летчика
Для получения высшего образования необходимо до пяти лет, бакалавром становятся через 4 года. Однако пилотская карьера неосуществима без соответствующего опыта, который для получения диплома должен быть не менее 150 часов. Часто такой стаж за время нахождения в ВУЗе получить не удается, и студенты вынуждены прибегать к помощи авиаклубов, где и набираются столь важные летные часы.
Плюсы и минусы работы пилотом
Каждая профессия имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим основные недостатки и преимущества этой профессиональной деятельности.
Минусы
- Отсутствие четкого графика, который ориентирован на планы перевозчика, что привносит сложности в семейную жизнь.
- Ненормированность рабочего дня, сбитые ритмы из-за разницы часовых поясов, что чревато появлением хронической усталости.
- Присутствие постоянного психоэмоционального напряжения, в некоторой степени компенсируемая современным оборудованием и инновациями.
- Огромная ответственность за каждое решение.
- Риски, связанные с профессиональной сферой.
Кроме того, перечисленные выше факторы не позволяют освоить другую специальность. Поэтому при потере основной занятости человек находится в сильном стрессе при поиске новой работы.
Плюсы
Решая, стоит ли идти учиться на летчика, стоит присмотреться и к положительным моментам этой профессии:
- Определенная профессиональная элитарность, престижность и востребованность.
- Высокие заработки.
- Возможность увидеть весь мир (конечно, если работать не только на местных линиях).
- Ранняя пенсия – после 25 лет или 6000 летных часов.
Часто в тех учебных заведениях, где обучают на пилота гражданской авиации, приходят кадровики компаний и отбирают в летчики наиболее перспективных студентов, что говорит о востребованности этой профессии, и нужно ли идти учиться этой специальности.
Личные качества и навыки
Существует ряд требований, без которых стать отличным специалистом невозможно:
- Отличный физиологический статус всех органов. Здоровый вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистая система и зрение.
- Психоэмоциональное здоровье.
- Стрессоустойчивость.
- Развитая координация движений и быстрые реакции на меняющиеся внешние факторы.
- Сформированное чувство ответственности за окружающих.
- Лидерские качества, внимательность, решительность, терпение, спокойствие.
- Способность к быстрому анализу.
- Стремление вести здоровый образ жизни.
- Хороший специализированный английский и ряд других языков.
- Знания техники, аэродинамики и общая грамотность.
Требования к будущим летчикам
Для бюджетников места в учебном заведении ограничены, поэтому выходом остается контрактная основа. Контракт имеет положительное свойство, так как дает возможность стать пилотом гражданской авиации после 30. Основным требованием является отсутствие вопросов по здоровью абитуриента не только при поступлении, но и при ежегодных ВЛЭК.
Какие есть профессии у авиаторов
Пилотажных специальностей много, и они зависят от типа воздушного судна, которым управляет данный специалист. Наибольшая востребованность сейчас в ГА, но есть и другие направления.
Летчик
Экипаж компонуется из командира и его помощника. Оба осуществляют постоянный мониторинг систем авиалайнера, протекание всех процессов, и корректирующими действиями вносят изменения, исходя из текущей ситуации. В экипаже существует полная взаимозаменяемость, если один из членов не может выполнять свои обязанности. Присутствует постоянная связь с диспетчерской, которая ответственна за регион, в котором находится борт.
Командир коммерческого судна
Планка требований для таких пилотов высокая. Управлять ВС могут только выпускники ВУЗов или ЛУ, не набравших требуемых для ГА полетных часов. Учитывая, что в полете часто возникают нештатные ситуации, квалификация и умение справляться с форс-мажором должны быть на максимальном уровне для сохранности грузов и безопасности пассажиров. На командире лежит ответственность за контроль показателей приборов, результат техосмотра и немедленное реагирование на меняющуюся обстановку.
Летчик-испытатель
Одна из самых редких и наиболее оплачиваемых специальностей из-за высоких рисков и очень высоких требований к квалификации. Это работа для настоящих асов, которые в состоянии спасти испытуемую машину из различных форс-мажорных обстоятельств. На них лежит обязанность выявлять конструкционные недостатки в различных режимах, указывать на них разработчикам. Сюда чаще всего попадают военные, у которых отработана мгновенная реакция и умение справляться с экстремальными полетными режимами.
Военные асы
Если не считать автотранспортников, то главная обязанность этих авиаспециалистов – уничтожать вражескую технику, защищать от ударов неприятеля объекты на территории страны.
Поступить в военно-воздушную академию – это то, что нужно сделать, чтобы стать военным пилотом. После окончания ВУЗа лейтенант поступает на службу в одну из авиационных частей, где будет совершенствовать свои навыки для эффективного выполнения боевых задач.
Заработная плата и карьера
Различные авиаперевозчики по-разному оплачивают труд летчиков, однако имеются некие усредненные значения:
- У помощника командира ежемесячная зарплата начинается от 150 тыс. руб. Он ответственен за весь предполетный подготовительный период, собирает свод погодных данных по маршруту, орнитологическую обстановку, контролирует корректность функционирования систем, тех, что нужны для работы пилота. Берет на себя пилотаж при необходимости.
- Командир получает от 300 тыс. руб., но им стать можно только при 2 тыс. часов полетного времени или 5 лет стажа. Он несет ответственность за соблюдение безопасности, сохранности авиатехники. Им оцениваются степень риска и принимаются мгновенные корректирующие действия.
Все цифры приведены без учета бонусов и премий, которые достигают иногда до несколько сотен тысяч в месяц.
Подведем итоги
В обзоре мы рассказали, где учат на летчика легкомоторной и гражданской авиации, какими преимуществами и недостатками обладает профессия пилота или род занятий, связанный с пилотажной деятельностью. Для любителей неба самый легкий способ почувствовать себя авиатором – посетить авиатренажер. Компания «Полетомания» предлагает купить подарочный сертификат на тренажер-авиасимулятор Боинга-737, Аэробус А-320 или другие модели самолетов и вертолетов на выбор.
Вопрос-ответ
Есть ли возрастные ограничения для обучения на авиатора?
В России возрастные и половые ограничения сняты. Однако для подстраховки за 6 месяцев до вступительных экзаменов следует пройти предварительное медосвидетельствование. Если потребуется, нужно будет подкорректировать зрение, исправить носовую перегородку и т.д.
Можно ли стать пилотом без высшего образования?
Конечно, для этого по всей стране развернута обширная сеть учебных заведений. Получить диплом авиатора можно в Сасовском, Краснокутском, Бугурусланском летном училище, а также авиатехнических колледжах (в Омске, Егорьевске, Кирсанове, Рыльске, Троицке).
Нужно ли знание английского при управлении лайнером?
Он обязателен, если планируется деятельность за пределами России. Иностранный должен быть беглым и превосходить по уровню обычный разговорный. Активно приветствуется кадровиками крупных компаний с приемлемыми знаниями испанского, немецкого, итальянского и других языков. Это необходимо для свободного общения с техслужбами и диспетчерами, так как без этого стать высококлассным летчиком гражданской авиации невозможно.