Сложные фигуры высшего пилотажа — это маневры, в рамках которых летчик заставляет машину занимать целую череду необычных пространственных положений, участвуя в развлекательных авиашоу, полноформатных истребительных боях или профессиональных олимпиадах.
Пребывающие под управлением экспертов летательные аппараты поворачиваются вокруг своей оси, снижаются по крутым нисходящим спиралям и поднимают носовые части на 180° по направлению движения, выглядя абсолютно невесомыми. На практике оказывается, что для того, чтобы заставить многотонную махину, например, крутиться волчком, специалист должен продемонстрировать невероятные умения, наработанные в течение долгих лет тренировок.
История пилотирования
Историческую дату, связанную с появлением авиации, всевозможные исследователи определяют по-разному. Одни ученые отдают предпочтение 20 июля 1882 года (Российская империя, конструкция ЛА Александра Можайского), а другие — 14 декабря 1903 г. (братья-изобретатели Уилбур и Орвилл Райт).
Правда, обе машины пробыли в воздухе не более четырех секунд, так что принципиальной разницы между ними нет. Огромный спрос на летательные аппараты сформировался в период преддверия Первой мировой войны — уже тогда за господство в небе шли нешуточные сражения.
С тех пор как инженеры стали устанавливать на истребители полноформатные пулеметы, залогом выживания для людей, пребывающих в кабине во время полета, стал набор пилотажных маневров. Большая часть трюков, кстати, позволяет выходить в заднюю полусферу противника — это положение дает асам возможность для атаки, без риска получения урона в свою сторону.
Виды и типы фигур сложного пилотажа
Первый способ классификации ФП — деление по степени сложности (и требований к мастерству исполнителя). Всевозможные воздушные приемы бывают простыми, трудными и высшими соответственно. Вторая система группировки — по общему количеству участников. Здесь категорий несколько — одиночные и групповые вылеты. Раньше маневрированием занимались только признанные мастера, обладающие невероятным опытом. Сегодня с большей частью трюков справляются даже курсанты летных училищ, прошедшие внушительную подготовку.
Для того чтобы полетать на истребителе, и опробовать на себе все чудеса невесомости и 8G-перегрузок, совсем не нужно отправляться в профессиональную школу. Можно приобрести сертификат от «Полетомании» и посетить кабину истребителя «Дельфин», с легкостью разгоняющегося до 700 км/ч на высоте 3 000 метров (выше только стратосфера и космос). Судно Л-29 было собрано в Чехословакии и сейчас считается самой популярной тренировочно-учебной моделью в мире.
Классификация
Маневрирование летательного аппарата, при котором летчик поражает живую и техническую силу противника, называется пилотажем. Фигурами становятся процессы перемещения ЛА по назначенной траектории, отличной от обыкновенной горизонтальной. Специалисты различают три вида маневров — простые, сложные и высшие.
Классификация также производится и по общему количеству машин, участвующих в работе (одиночные и групповые схемы соответственно). Виражи, восьмерки, боевые развороты, горки, пикирования и спирали — каждый элемент носит прикладной характер и позволяет пилоту добиться превосходства над гипотетическим или реальным соперником. Аналогичным образом можно высказаться о бочках, кобрах, плоских штопорах, хаммерхедах и хуках. Правда, для их реализации экспертам приходится демонстрировать куда больший объем навыков и знаний.
Простые
Физика фигур высшего пилотажа выглядит невероятно — многотонные махины с легкостью крутятся в воздухе, как будто бы забывая про гравитацию и силу притяжения планеты. В число элементарных трюков, проходимых курсантами лётных училищ в течение первых курсов, входят:
-
виражи;
-
развороты;
-
горки;
-
спирали;
-
45-градусные пикирования;
-
горизонтальные восьмерки.
Летчики овладевают ими, скорее, в тренировочных целях. Таким образом, они учатся быстро определять положение летательного аппарата в пространстве, воспитывают в себе смелость и получают достаточную уверенность в своих действиях. Особой опасности представленные маневры в себе не несут. Дело в том, что на современных ЛА устанавливаются инновационные системы автопилотирования, защищающие не слишком опытных операторов от необдуманных поступков.
Сложные
Здесь дела обстоят немного труднее — требуются высококлассные самолеты и отменные знания. В этот класс воздушных трюков входят:
-
перевороты;
-
петли;
-
полупетли;
-
60-градусные горки и пикирования;
-
горизонтальные управляемые и штопорные бочки;
-
всевозможные верхние и нижние вращения.
Соответствующим траекториям также учат в летных школах, но с куда большей тщательностью. Любое неверное действие пилота может привести к необходимости катапультирования, травматизму и потере дорогостоящего летательного аппарата.
Поэтому специализированные образовательные учреждения закупают тренировочные и учебные ЛА, с расширенным количеством кресел и модулей администрирования. Совместно с курсантами, на имитацию боя отправляются квалифицированные инструктора, готовые давать необходимые подсказки.
«Как называется эта фигура высшего пилотажа?» — подробный разбор всех маневров на самолете
Боевое маневрирование появилось совместно с самой авиацией — однако, до наступления Первой мировой войны, оно носило максимально неструктурированный характер. Уже в те времена на воздушные суда ставились разнообразные пулеметы, позволяющие людям сражаться за превосходство в небе.
Побеждали в противостояниях исключительно асы, умеющие добиваться от машин, казалось бы, невероятных прыжков, кувырков и траекторий. По прошествии лет выполнять трюки стали практически все более или менее опытные летчики, прошедшие качественную подготовку в профессиональных школах.
Колокол Квочура
Фигура, для реализации которой специалист должен заставить летательный аппарат поднять высоту, задрать нос вверх, достигнуть нулевой скорости и начать падение с поворотом корпуса в ту или иную сторону. Финальный этап представления — резкое пикирование вниз.
Впервые прием был продемонстрирован в далеком 1988 году на территории французского авиасалона в Хэмпшире. Испытатель, выступавший от имени конструкторского бюро им. Микояна, использовал истребитель четвертого поколения МиГ-29. Именно тогда мир увидел, насколько эффективен данный трюк против радаров противовоздушной обороны. Радиолокационные системы теряют машину из поля зрения, не ожидая того, что модуль может внезапно встать на месте.
Бочка
Настоящая классика пилотирования — самолет поворачивается вокруг своей оси, делая полный оборот на 360°, сохраняя при этом предварительно заданную траекторию движения. Из-за невероятной популярности маневр получил целый ассортимент вариантов исполнения, отличающихся друг от друга не только скоростью, но и числом кругов. Его автором считается американец Дэниел Мэлони, показавший миру свое изобретение в 1905 году.
По заверениям многих летчиков, находка заокеанского специалиста спасла сотни жизней экспертов, воевавших с Третьим Рейхом во время Второй мировой войны. В число настоящих любителей традиционной бочки вошли и советские асы — Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.
Иммельман
Прямой ответ на вопрос о том, как называется трюк на самолете, когда летательный аппарат доходит до половины восходящей петли, поворачивается вокруг собственной продольной оси на 180°, а затем выходит на обыкновенную горизонтальную траекторию. Также представленную фигуру называют «полупетлей с полубочкой» — за схожесть одновременно с двумя известными и успевшими доказать свою боевую эффективность маневрами.
Плоский штопор
Не столько трюк высшего пилотажа, сколько ситуация, заставляющая многотонную махину снижаться по круговой нисходящей спирали с малым радиусом. Первое применение зафиксировано 24 сентября 1916 года — автором стал именитый летчик Константин Арцеулов. Он, пребывая на высоте 2 000 метров, ввел французский одномоторный истребитель Nieuport XXI в контролируемый штопор, после чего вышел из него, задействовав упомянутую схему движения.
Все способы боевого использования фигуры касаются в основном сражений воздушного судна против наземных противников. Когда пилот понимал, что дальнейшее противостояние смысла не имеет, он задействовал плоский штопор, заставляя неприятелей думать о сбитии.
Чакра Фролова
Специалист вводит аппарат в сложный кульбит вокруг своего хвоста, причем на чрезвычайно малой скорости. Визуально маневр напоминает классическую Петлю Нестерова, но с меньшим радиусом. Трюк появился на свет в далеком 1995 году, на территории авиасалона Ле-Бурже.
Евгений Иванович, пребывающий за штурвалом перехватчика Су-37, продемонстрировал зрителям свою невероятную разработку, в очередной раз подтвердив свой статус профессионального аса. Правда, во время полноформатных боев предложенная им траектория еще ни разу не применялась — сегодня она служит способом демонстрации аэродинамического совершенства отечественных конструкций четвертого поколения.
Хаммерхед
Одна из самых сложных фигур высшего пилотажа — самолет уходит вверх традиционной свечой, а затем зависает в воздухе на несколько секунд и, развернув нос к земле, камнем падает вниз. Точного автора представленного приема специалистам отыскать не удалось. Однако существует мнение, что впервые его выполнил немецкий пилот, чемпион мира по авиационной акробатике Герхард Физелер, на авиасалоне в 1920 году.
Удивительно, но данная разработка не имеет ничего общего с реальным противостоянием в небе. Дело в том, что неподвижная (даже в течение короткого времени) машина представляет собой отличную мишень для неприятельских перехватчиков. Зато демонстрационные упражнения выглядят по-настоящему эффектно.
Ранверсман
Поворот на горке, позволяющий быстро изменить текущую траекторию движения многотонной махины. В отличие от хаммерхеда, активно используется в полноформатных воздушных боях, так как добавляет участникам возможностей для атаки и ухода с линии огня противника. Самолет круто задирает нос до потери скорости, после чего тяжелая часть его корпуса перетягивает устройство вниз, заставляя его скользить на крыло с постепенным переходом в контролируемое планирование.
Эксперты предполагают, что представленная фигура впервые увидела свет в далеком 1930 году. Она имеет актуальность и сегодня, входя в образовательные курсы всех летных школ мира.
Фигура Пугачева
Кобра — невероятно эффектный прием, в рамках которого летчик осуществляет резкое торможение машины, задирая ее нос на 120 или даже 180 градусов. Впервые трюк был продемонстрирован интересующейся общественности порядка 33 лет назад, на территории авиасалона Ле-Бурже.
Виктор Георгиевич, находившийся за штурвалом истребителя Су-27, произвел впечатление на всех присутствующих там зрителей. Сначала люди посчитали, что произошла экстренная ситуация — они готовились к получению статуса очевидцев катастрофы. Однако эксперт сумел вывести летательный аппарат в классический штопор, и, вместо того чтобы рухнуть на землю, продолжил свое выступление.
Хук
Схема и название фигуры высшего пилотажа на самолете, являющаяся, по сути, слегка модернизированной и усложненной коброй. Человек, выполняющий данный прием, не пользуется системами аэродинамического торможения. Он задирает нос громадной машины как минимум на 90°, а затем заставляет ее сделать полный оборот в горизонтальной плоскости.
Главное условие реализации представленного маневра — это экспертность и хладнокровность пилота. Справиться с такой траекторией движения могут только признанные мастера, обладающие невероятными навыками и выдающимся уровнем компетенций. Кроме того, разработка имеет максимально прикладное преимущество — с ее помощью противник, висящий на хвосте, пропускается вперед, параллельно открывая свой фюзеляж для пулеметной и ракетной атаки.
Выполнение «Мертвой петли»
Трюк, носящий имя легендарного русского военного летчика и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова. Относится к числу наиболее сложных маневров — специалист направляет многотонную махину по траектории замкнутого круга, постепенно задирая нос летательного аппарата вверх, без прекращения движения.
На старте устройство развивает скорость порядка 450 км/ч (после прохождения трех ключевых точек окружности она падает до 340-360 км/ч). Вход и выход из кольца производится строго под острым углом. В общем, настоящая головная боль даже для самого опытного пилота. Однако эффективность «Мертвой петли» подтверждается всесторонне — она позволяет сбросить противника с хвоста, одновременно превратив его из нападающего в беззащитную, открывшую свой фюзеляж жертву.
Функциональное назначение элементов высшего пилотажа
Практически каждый из представленных маневров имеет свой, уникальный способ применения:
-
Колокол — воздушное судно задирает нос до нулевой скорости, а затем камнем падает вниз. Таким образом, агрегат скрывается от радиолокационных систем и всевозможных ракет, оборудованных модулями самонаведения.
-
Хаммерхед — сложный, но практически бесполезный в реальном противостоянии регламент. Отличается выдающейся эффектностью, задействуясь преимущественно на показательных выступлениях.
-
Ранверсман — необходим для атаки вражеских судов и продуктивного ответного сражения. Дает возможность для резкого изменения траектории движения без потери скоростных характеристик.
Аналогичным образом можно высказаться и о Хуке, Чакре Фролова, Плоском штопоре, Иммельмане и классической бочке.
Самый опасный воздушный маневр
Может показаться, что все прелести трюков на самолетах открываются только перед людьми, прошедшими обучение в летной школе. На практике дела обстоят совсем по-другому. Компания «Полетомания» предлагает каждому желающему посетить кабину реального тренировочного истребителя Л-29, созданного инженерами Чехословакии. Владельцы сертификатов самостоятельно опробуют чудеса невесомости и 8G-перегрузок, в то время, пока опытный пилот будет задавать невероятные траектории движения.
Кстати, максимально рисковым маневром считается «Зеркало» — процесс задействования одновременно двух воздушных судов. Летчик на самолете выполняет фигуру высшего пилотажа со своим напарником, совершая полубочку и двигаясь в перевернутом состоянии.