Зрелищные и увлекательные спортивные мероприятия, одинаково интересные как взрослым, так и представителям младшего поколения, позволяют участникам продемонстрировать собственные навыки конструирования моделей различных летательных аппаратов начиная с самолетов и заканчивая ракетами. Техническая дисциплина предусматривает несколько форматов состязаний, в том числе связанных с управлением устройствами во время полета. Чемпионаты, организуемые каждый год как в России, так и в других странах мира, проводятся по определенным правилам, утвержденным международной федерацией. Что это такое — авиамодельный спорт, в каких классах, видах и категориях есть соревнования по авиамоделированию, и о чем стоит знать заранее тем, кто планирует заняться данным направлением? Давайте разбираться.
Общее представление
Участники, соревнующиеся в данной дисциплине, состязаются между собой в мастерстве создания и управления разными типами летательных аппаратов. Формат пользуется особой популярностью у российских конструкторов, и в первую очередь у поклонников радиоуправляемых моделей. Пульт дистанционного управления позволяет контролировать маневры на высокой скорости и выполнять сложные пируэты, соответствующие фигурам высшего пилотажа.
Представители авиамодельного спорта участвуют как в локальных, так и в международных соревнованиях. В рамках состязаний определяются лучшие по скоростному полету, фигурному и акробатическому летанию, а также иным показателям. Практика показывает, что данное направление не только объединяет энтузиастов, увлеченных самостоятельной разработкой, но и способствует развитию целого комплекса полезных навыков начиная с пространственного мышления и заканчивая координацией. Кроме того, участие в мероприятиях предполагают продолжительное пребывание на свежем воздухе и работу в команде, что особенно благоприятно для детей.
История развития авиамодельного спорта
Первые соревнования, прошедшие на территории Франции, датируются началом ХХ века. Уже спустя пять лет (1905 г.) была организована Международная авиационная федерация, а еще через два десятилетия состоялся дебютный чемпионат мира — один из наиболее статусных и значимых турниров, проводящихся на регулярной основе.
Для отечественных моделистов отправной точкой считается 1910 г., когда по инициативе Н.Е. Жуковского впервые были проведены соревновательные полеты. Мероприятие собрало 40 участников и дало толчок массовому открытию кружков.
Несмотря на временный перерыв, обусловленный революционными событиями, уже в 20-х годах тренд снова начал набирать обороты. Первые состязания за титул чемпиона СССР прошли в 1926-м и собрали свыше 70 претендентов.
Спустя десятилетие Советский Союз вошел в число членов Международной организации авиамоделирования, благодаря чему отечественные спортсмены получили возможность представлять страну на крупнейших соревнованиях. Начиная с середины 50-х годов дисциплина становится все более узнаваемой и востребованной — престижные турниры проводятся в Великобритании, Югославии, ФРГ и других государствах.
Параллельно улучшаются летные и технические характеристики. Отдельные летательные аппараты уже способны развивать скорость до трехсот км/ч и находиться в воздухе около полутора суток. С 1960 года ведутся специальные базы, в которых фиксируются все демонстрируемые результаты. К концу 90-х звание МСМК — мастеров спорта международного класса — получили свыше 1000 российских спортсменов.
Современные реалии авиамоделирования
Сегодня в соревновательных дисциплинах выставляются разнообразные модели начиная с планеров и заканчивая вертолетами. Компактные летательные аппараты могут оснащаться мотором или подниматься в воздух без него, использоваться исключительно в спортивных или еще и в развлекательных целях. При этом действует строгий запрет, исключающий участие в коммерческих, военных, и даже научных программах.
Виды соревнований в авиамодельном спорте
Состязательная составляющая позволяет выявить сильнейших по различным компонентам: скорости, дальности и продолжительности полета, а также исполнению фигур высшего пилотажа. Подобное разнообразие обусловливает внимание со стороны аудитории самых разных возрастов и интересов. За продвижение и популяризацию отвечает FAI — Международная федерация авиаспорта, в полномочия которой входит разработка и публикация правил, организация чемпионатов мира и Европы, а также классификация моделей.
Последняя является одним из наиболее важных аспектов. Дифференцирование, основанное на объективных критериях, позволяет выделить схожие группы и обеспечить равенство участников. На сегодняшний день существуют следующие категории.
F1
Авиамодели свободнолетающего типа, для передвижения которых по воздуху не требуется помощь спортсмена. Встречные потоки обеспечивают поддержание стабильного положения. Турнирные правила предусматривают трехминутные выступления, с опциональной возможностью продления времени. Каждая секунда приносит одно очко.
Всего предусматривается пять туров с наблюдением за моделями при помощи бинокля. Отсчет начинается в момент отделения от 50-метровой веревки, и продолжается до тех пор, пока конструкция не приземлится. При наличии резинового мотора или поршневого двигателя старт дается с руки, главное, чтобы участник никак не влиял на полет в процессе.
F2
Категория кордового моделирования объединяет аппараты, для управления которыми используются тянущиеся тросы длиной 15-20 м. Площадка имеет круглую форму со схожим радиусом, что исключает риски при вылете за границу. В современных чемпионатах победители определяются сразу в нескольких дисциплинах:
- Гонки на дистанции в один километр. Одновременно участвует не более трех претендентов, с возможностью обгона только по верхней траектории.
- Высший пилотаж. Исполнение заявленной последовательности фигурных пируэтов в рамках 7-минутной программы.
- Воздушный бой. Противостояние двух летательных аппаратов, задачей каждого из которых является срезка ленты, закрепленной на корпусе оппонента.
Международные турниры с участием национальных сборных проводятся в составах, состоящих из трех взрослых и одного спортсмена юниорской категории.
F3
Соревновательная дисциплина для радиоуправляемых моделей. Программа состязаний предусматривают несколько сравнительных показателей, итоговая оценка — результат суммирования баллов, набранных в каждой отдельной категории. Так, гонки предусматривают 10-кратное преодоление маршрута в 1,2 км, траекторией напоминающего треугольник. Участникам этапа на высший пилотаж необходимо продемонстрировать определенное количество элементов, уложившись в 10 минут и получив очки за каждую фигуру с учетом коэффициента сложности.
F4
Категория, участие в которой принимают владельцы летательных аппаратов, воспроизводящих реально существующие самолеты. Оценочные критерии делятся на две основные группы — схожесть с оригинальным прототипом и летные характеристики. Здесь могут выставляться свободнолетающие, кордовые, миниатюрные или радиоуправляемые копии.
F5
Еще один раздел для моделистов, создающих конструкции с дистанционным управлением на электроприводе, в том числе с питанием от солнечных батарей. В зависимости от внутренней категорийной классификации, состязания могут проводиться между мотопланерами, гоночными и пилотажными моделями вертолетов и самолетов.
S
Особая категория, объединяющая авиамодели ракет, космических кораблей и ракетопланов. Среди оцениваемых судьями соревновательных показателей — высота полета (с грузом и без), продолжительность и реализм.
Любопытные факты об авиамодельном спорте
Более чем столетняя история развития направления отметилась немалым количеством интересных событий:
- Первые экземпляры моделей появились еще в 1871 г.
- С 1909 г. малые копии применялись для тестирования новых летательных аппаратов.
- Официальные соревнования начали проводиться французскими энтузиастами еще в 1900 году.
- Рекорд скорости для авиамоделей превышает 850 км/ч.
- Самый миниатюрный вертолет, оснащенный системой дистанционного управления, способен пролететь сквозь кольцо с радиусом 0,8 см.
- Современная система классификации позволяет проводить состязания в различных дисциплинах, включая гонки на скорость и демонстрацию элементов высшего пилотажа.
- Российские спортсмены соревнуются в категориях с классическими видами, но и используют новейшие разработки, в том числе специальные квадрокоптеры.
- Поклонники авиамоделизма зачастую разрабатывают собственные чертежи, воплощая в жизнь уникальные инженерные решения.
- Многие знаменитые авиаторы, в числе которых Ховард Хьюз и Чарльз Линдберг, на заре карьеры увлекались моделизмом.
- В ряде стран мира направление официально признано видом спорта, а Международный олимпийский комитет включил дисциплину в юношеские программы.
Основные правила
Соблюдение простых рекомендаций помогает как начинающим, так и опытным спортсменам:
- Безопасность. Дистанция, защитная экипировка и аккуратное обращение с инструментами — ключевые факторы для любой категории.
- Уважительное отношение. У каждого клуба есть свои требования, следование которым позволяет избежать конфликтных и чрезвычайных ситуаций.
- Исполнение законодательных норм. Если для запуска необходимо оформить разрешение — лучше сделать это заранее.
- Спокойствие в любой ситуации. Авиамодельный спорт не исключает ошибок и локальных аварий, но это лишь полезный опыт, а не источник негативных эмоций.
Техническое оснащение
Увлечение авиамоделизмом также требует наличия специального оборудования. Для изготовления летательных аппаратов могут использоваться разные виды материалов начиная с дерева и заканчивая углепластиком. При необходимости можно приобрести или собрать модуль дистанционного управления. Устройства, разрабатываемые для открытых площадок, оснащаются бензиновыми двигателями, тогда как в закрытые помещения допускают только модели с электромоторами. Сегодня в интернете можно заказать как готовые для сборки наборы комплектующих, так и отдельные детали, подходящие под оригинальную схему — главное, чтобы качество отвечало требованиям безопасной эксплуатации.
Исполнение различных элементов
Участники спортивных мероприятий должны владеть арсеналом стандартных приемов, достаточным для выполнения поставленных задач. К числу основных программных компонентов относятся:
- Подъем в воздух и приземление. Важно научиться выдерживать баланс скорости и наклона крыльев, рассчитывать угол набора высоты и спуска, и безопасно сажать летательный аппарат на твердую поверхность.
- Круговой взлет. Движение по кругу также требует тщательного контроля за основными параметрами, позволяющего избежать сваливания и потери управления.
- Обратный поворот. Резкая смена вектора по достижении заданного расстояния относительно земли.
- Петля. Полный переворот при вертикальном направлении требует особого мастерства, необходимого для сохранения оптимального уровня планирования.
- Полет на точность. Преодоление конкретного маршрута с поддержанием скоростного темпа и высоты подъема возможно только при условии внимательного отслеживания и анализа внешних факторов, оказывающих влияние на положение модели.
Для отработки и закрепления элементов нужны регулярные тренировки, организованные на выделенных площадках. Желательно провести хотя бы несколько занятий с профессиональными тренерами, обладающими достаточным опытом и квалификацией для качественного обучения начинающих.
Если вы увлекаетесь пилотированием или хотели бы получить навыки в управлении летательным аппаратом, предлагаем воспользоваться предложением компании «Полетомания» и купить подарочный сертификат на авиатренажер вертолета или самолета, а также на прогулочный полет на Москвой и Московской областью.
Основы подготовки
Достичь серьезных спортивных результатов помогает следование базовым принципам:
- Системность. Регулярные занятия способствуют развитию навыков и умений. Рекомендуемая периодичность — не реже 2-3 раз в неделю.
- Последовательность. Прогресс должен быть естественным и постепенным, с учетом индивидуальных навыков и готовности к более сложным упражнениям.
- Разнообразие. В работе с детьми важно поддерживать мотивацию за счет переключения внимания на новые элементы, помогающие сохранить интерес.
Грамотный подход к построению тренировочного процесса — залог успешного становления начинающих спортсменов в авиамоделизме.
Актуальные и известные соревнования
В рамках направления ежегодно проводятся десятки и сотни крупных турниров, в которых участвуют мастера из разных стран мира. Крупные мероприятия также организуют и на внутренней российской арене, как в региональном, так и в национальном масштабе.
Наиболее значимым и масштабным событием можно считать ежегодный Чемпионат мира по авиамодельному спорту, позволяющий выявить победителей в различных дисциплинах. За титул соревнуются представители ведущих клубов, выставляющие участников в классах свободного полета, гонках моделей на дистанционном управлении, контрольно-стартовых летательных аппаратов и т.д.
Для России самым статусным сегодня является Президентский Кубок. Мероприятие также проходит каждый год, предоставляя возможность собрать в одном месте лучших авиамоделистов страны. Попасть на гран-при можно через региональные отборы, организуемые на городском и областном уровне, благодаря которым можно набраться мастерства и получить новый полезный опыт. Соревновательная составляющая — важный аспект, обеспечивающий благоприятные условия для дальнейшего развития и популяризации дисциплины, привлекающей внимание широкой аудитории.
Подведем итоги
Авиамодельный спорт — это возможность совместить романтику увлечения полетами и технический склад ума, дополнив оригинальную комбинацию элементом спортивного азарта. Современные состязания позволяют продемонстрировать навыки управления разнообразными летательными аппаратами и сравнить собственные достижения с уровнем мастерства других участников.
Вопрос-ответ
Как обстоят дела с авиамоделированием на сегодняшний день?
Федерация прикладывает усилия для развития и популяризации, уделяя особое внимание привлечению в кружки юных спортсменов. Доступность площадок и возможность соревноваться в разных дисциплинах обусловливают постепенный рост интереса.
Как проводятся соревнования?
Регламенты официальных мероприятий соответствуют международным программам, что позволяет участникам готовиться с поправкой на современные тенденции и актуальные наработки.
С какого возраста можно принимать участие в турнирах?
Обучение азам авиамодельного спорта, как правило, рекомендуется начинать в 7-8 лет. Соответственно, заявляться на первые состязания для юниоров можно уже в этот период.